Главная » История » История станций
Станция занимает территорию от переезда через железнодорожную выемку в начале проспекта Революции до виадука в конце улицы Плехановской, по которому граничит со станцией Воронеж-II (Курский).
Станция Воронеж (ныне - Воронеж-I) была сооружена в 1867-1868 годах как конечный пункт Козлово-Воронежской линии железной дороги. Для ее размещения городом был выделен узкий пустырь между территорией Воронежского Михайловского кадетского корпуса и усадьбой Бринкманов «Елизавет-Красовкой». Неудобный для развития станции участок явился следствием конфликта между городом и строителями дороги, возникшем из-за того, что запланированное продолжение дороги на юг по левому берегу превращало станцию в тупиковую.
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ЗДАНИЕ расположено на главной пассажирской платформе, к востоку от вокзала. Построено в начале 1870-х годов. Первоначально двухэтажное, с высоким полуподвальным этажом сооружение, рассчитанное на обзор при подъезде к станции, получило эффектные фасады с высокими арочными проемами. В конце XIX - начале XX века здесь размещались главные службы Управления Юго-Восточной железной дороги: канцелярия управляющего, служба движения, товарно-станционный отдел и другие службы.
Станция расположена между мостами (виадуками), устроенными в местах пересечения с железнодорожными путями улиц Плехановской и 9 Января. Возведенные в конце XIX века по обеим сторонам железнодорожной линии сооружения товарной станции дают представление о планировочной организации и архитектуре крупного инженерного комплекса этого периода.
В 1889 году было принято решение о сооружении железной дороги между Курском и Воронежем. Решению способствовало обращение в правительство, сделанное воронежским губернатором Богдановичем Александром Васильевичем по инициативе городской думы. В 1891 году приступили к изыскательским работам на планируемой трассе железной дороги и под строительство Курской товарной станции в Воронеже отвели участок к северо-западу от Ямской слободы, в двух километрах от пассажирской станции Воронеж.
Расположена в северо-восточной части города, на левом берегу реки Воронеж. Основана в 1870 году в связи со строительством Воронежско-Ростовской железной дороги в месте пересечения ее с Козлово-Воронежской линией.
Строительство велось очень быстро. Движение поездов было открыто в декабре 1870 года. Раздельная стала значительной сортировочной станцией, способствовавшей поступлению хлеба на север страны из юго-восточных районов черноземного центра и донских степей. В месте слияния Козлово-Воронежской и Воронежско-Ростовской линий железной дороги сложился комплекс сооружений депо. Первоначально его составляли временные деревянные сооружения (паровозное депо на два паровоза и две казармы), а также две маленькие кирпичные постройки (сигнальная будка и жилой дом).
Открыта в 1868 году. Она была первой железнодорожной станцией на Козлово-Воронежской линии в пределах Воронежской губернии. По преданию, станция названа «Графской» в честь начальника почтового ведомства графа И.М. Толстого, много сделавшего для появления в Воронеже железной дороги. В 1896 году, после прокладки ветки от Графской до станции Анна, Графская превратилась в узловую и была реконструирована. Возвели депо (не сохранилось) и другие служебные постройки, включая водонапорную башню с подводящим к ней воду коллектором и водозаборным устройством на р. Усмани в нескольких километрах от станции. В расширенном вокзале имелись залы ожидания I и II классов, директорские комнаты для высокопоставленных лиц, буфет.