Главная » История » Железнодорожная форма » История форменной одежды железнодорожников
Изучение истории форменного обмундирования показывает, что ее развитие непосредственным образом связано с жизнью общества, происходящими в нем различными социальными процессами и требованиями времени.
Эту закономерность подтверждает и эволюция форменного костюма железнодорожников России. В эпоху резкого деления общества на классы вносятся детали, закрепляющие иерархическую лестницу. Во время второй мировой войны, тыл становится трудовым фронтом и железнодорожники надевают погоны. К 1955 году страна восстанавливает разрушенное хозяйство, идет мирный путь развития экономики и форменный костюм ищет пути совершенствования. Демократические преобразования 60-х годов, появление новых материалов позволяют и форменному обмундированию при сохранении знаков различия приблизиться к бытовому костюму.
Жизнь не стоит на месте, внося коррективы во все сферы деятельности человека. Нет сомнения, что поиск новых моделей костюмов будет продолжен.
Началом систематической деятельности правительства в области путей сообщения в России было издание в 1649 году положения об охране судоходства.
При Петре I учреждена Коммерц-Коллегия, наблюдавшая за сухопутными дорогами. После ряда преобразований в 1755 году управление в этой области перешло к Канцелярии строения государственных дорог.
В 1798 году образован «Департамент водных коммуникаций», позднее переименованный в «Управление водяными и сухопутными сообщениями», затем в «Главное управление путей сообщения», а с 1833 года по 1842 год носящий название «Главного управления путей сообщения и публичных зданий». В 1842 году в управлении был создан «Департамент железных дорог».
15 июня 1865 года император Александр II издал Указ об учреждении Министерства путей сообщения России, что и считается официальной датой образования МПС России.
История форменного обмундирования железнодорожников неразрывно связана с началом подготовки специалистов-инженеров по строительству и эксплуатации путей сообщения, и в первую очередь с созданием Института Корпуса инженеров путей сообщения.
20 ноября 1809 года, по инициативе известных государственных деятелей России М.М. Сперанского и Н.П. Румянцева, был утвержден (под номером 23996) «Манифест об учреждении Управления водяными и сухопутными сообщениями» [Скачать], которое с 23 июля 1810 года (манифест под номером 24307 [Скачать]) стало именоваться «Главным управлением путей сообщения».
До 1816 года Главное управление путей сообщения находилось в Твери, а затем было переведено в Санкт-Петербург [Скачать].
21 сентября 1810 года, Высочайше утвержденным докладом (под номером 24356) Главного директора путей сообщения Принца Георгия Голштейн-Ольденбургского [Скачать], образовывается «Корпус инженеров путей сообщения», это название сохранилось вплоть до 1859 года.
Корпус предназначался для руководства строительством дорог, мостов, гидротехнических и других инженерных сооружений. Подготовкой кадров для Корпуса занимался созданный специально для этого Институт, торжественно открытый 1 ноября 1810 года.
Так как Корпус и Институт находились на военном положении, но в составе Ведомства путей сообщения, инженеры Корпуса, в их числе и ученые Института, имели военные чины и носили военные мундиры.
Инженеры - генералы и офицеры Корпуса путей сообщения в 1809 году носили следующую форму:
• Полный генерал
- Мундир - однобортный, из темно-зеленого сукна, застегивается на восемь пуговиц. Воротник высокий, стоячий, не сходится спереди. Юбка мундира спереди вырезана, фалды имеют обкладку из сукна цвета мундира. Горизонтальные карманы с клапанами цвета мундира.
- Воротник и обшлага рукавов - из черного бархата; на обшлагах - клапаны по цвету мундира. Красная выпушка идет по верхнему и нижнему краям воротника, по левому борту, по краям обкладки, карманных клапанов и обшлагов, по верхнему краю и правой стороне нарукавного клапана.
- Прибор, т.е. пуговицы, эполеты, шитье - серебряные. На воротнике крепятся петлицы, по две с каждой стороны. Шитье представляет собой ленту из листочков дуба, идет по краю воротника, по карманным клапанам, по обшлагам в два ряда и по нарукавным клапанам в три ряда. Эполеты генеральские на красном подбое с контрпогончиком; на поле эполет - три шестиконечные звездочки.
- Панталоны - белые, заправляются в сапоги или по цвету мундира, с красной выпушкой вдоль наружного шва, носятся поверх сапог.
- Шляпа - треугольная с серебряной петлей, пуговицей и офицерской кокардой с плюмажем из черных петушиных перьев, носится крыльями к плечам.
• Генерал-лейтенант
- Эполет с двумя звездочками.
• Генерал-майор (окружной начальник)
- Эполет с одной звездочкой.
• Полковник (начальствующий директор)
- Мундир без шитья.
- Эполет штаб-офицерский с тремя звездочками.
• Майор (инженер 1-го класса)
- Мундир без шитья.
- Эполет штаб-офицерский с одной звездочкой.
• Капитан (инженер 2-го класса)
- Мундир без шитья.
- Эполет обер-офицерский с тремя звездочками.
• Поручик (инженер 3-го класса)
- Мундир без шитья.
- Эполет обер-офицерский с двумя звездочками.
- Шарф серебряного шитья с кистями и шпага.
- Мундирный сюртук двубортный с восемью пуговицами по борту. Воротник и обшлага рукавов из черного сукна. Воротник стоячий, высокий. Красная выпушка идет по воротнику, по левому борту, по краю обшлагов, по клапанам карманов. Карманы вертикальные с пуговицей у верхнего края.
- Шинель серого сукна с пелериной. Воротник и обшлага черного сукна. Пуговицы обтянуты сукном по цвету шинели. Красная выпушка идет по воротнику и верхним краям обшлагов.
- Фуражка с высокой прямой тульей темно-зеленого сукна и черным околышем. Черный козырек фуражки удлинен. Красная выпушка идет по верхнему краю тульи и двум сторонам околыша. Кокарды на фуражке не полагалось.
Институт корпуса инженеров путей сообщений являлся первым транспортным и строительным высшим техническим заведением. Он не имел факультетов и готовил инженеров путей сообщений широкого профиля — по проектированию, строительству и эксплуатации всех дорожных и гидротехнических сооружений.
Образованный Институт инженеров путей сообщений с первых дней своего основания был тесно связан с Академией наук и Петербургским университетом. Институт был закрытым полувоенным учебным заведением с восьмилетним сроком обучения. При выпуске студентам присваивалось звание инженера путей сообщений — поручика (по первому разряду) и подпоручика (по второму разряду).
В Институте полагались три формы одежды: парадная, праздничная и обыкновенная. Правила ношения формы регламентировались приказами с расписанием праздничных дней, к ним относились религиозные праздники, а также праздничные даты царской фамилии: дни рождения императрицы, великих князей и княгинь, восшествие на престол императора и т.д. При парадной форме носили мундир с полной выкладкой, с кушаком и шпагой. При обыкновенной форме одежды полагался двубортный сюртук по цвету мундира.
Более половины преподавательского состава Института были иностранцы, в основном французские специалисты, что накладывало на стиль учебного заведения свой отпечаток. Это складывалось, в частности, на форменном обмундировании и выражалось в введении однобортного мундира (русская армия носила тогда двубортные мундиры) и отличия чинов по серебряным эполетам с золотыми звездочками (в русской армии звездочки появились гораздо позднее). Первым воспитанникам института было разрешено носить офицерский мундир, но без эполет. В 1817 году, на форменной одежде офицеров и кадетов Института, вместо красной, была введена светло-зеленая выпушка для мундиров.
С 28 января 1823 года, по примеру кадетских корпусов, выпускникам военно-строительного училища путей сообщения стали выдаватся денежные средства на преобретение обмундирования из средств Главного управления путей сообщения, а с 11 января 1826 года это правило распространяется и на выпускников Института инженеров путей сообщения находящихся на казенном содержании.
Кадетам Института Корпуса инженеров путей сообщения в 1826 году полагалось следующее обмундирование:
- Кивер - суконный с кожаной лакированной отделкой, украшенный медным посеребренным двуглавым орлом на фоне полусолнца, с медными посеребренными чешуями и светло-зелеными этишкетами, кардончиками и помпоном.
- Мундир - темно-зеленый, с черным суконным воротником, светло-зелеными выпушками, серебряным галуном, и белыми оловянными пуговицами.
- Панталоны - темно-зеленого сукна, со светло-зеленой выпушкой носили со штиблетами из черного сукна; летние панталоны - фламандского полотна, с такими же штиблетами.
- Шинель - серая с черным суконным воротниками погонами и светло-зеленой выпушкой.
- Сапоги - короткие, смазные; кожаные подтяжки; замшевые рукавицы с варежками; тесаки с белым эфесом в черных лакированных ножнах, на лосиновых портупеях, с темляками. Полагались также ружья с медными приборами, шомполами и штыками, ремнями из красной юфти и огнивными чехлами; патронные сумки с гранатами; ранцы из телячьей кожи; фляги для воды и чемоданчики для шинелей.
В 1830 году вместо гладких пуговиц вводятся пуговицы с изображением крестообразно положенных топора и якоря - эта так называемая «лягушка» стала своего рода техническим знаком Ведомства, символизируя единство водных и сухопутных путей сообщения, а генералам полагались пуговицы с государственным гербом (двуглавый орел). 3нак из топора и якоря сохранился вплоть до 1932 года, то есть до введения современного технического знака из ключа и молотка.
15 июня 1865 года, именным указом императора Александра II (под номерм 42194), Главное управление путей сообщения и публичных зданий преобразовано в Министерство путей сообщения. Первым министром путей сообщения был утверждён П.П. Мельников. В структуру министерства входили: Совет министерства в составе 6 человек, учёный комитет, канцелярия министра, штаб Корпуса путей сообщения с его учреждениями, а также департаменты: сухопутных сообщений, водяных сообщений, железных дорог и ревизии отчётов. Директора департаментов, председатель учёного комитета и заведующий штабом Корпуса путей сообщения имели право присутствовать на заседаниях Совета министерства и участвовать в принятии решений. В учёный комитет входили учебный отдел, редакция «Журнала путей сообщения» и депо карт.
18 июня 1866 года издаётся указ (под номером 43408) о присвоении особого знака инженерам, окончившим курс в Институте. Он представлял собой овал с изображением дубовой и лавровой ветвей, расходящихся кверху, а снизу перевязанных лентой. В центре государственный герб, под которым накрест положены топор и якорь. Знак носился при всех чинах на военной и гражданской форме на правой стороне груди.
Инженеры путей сообщения продолжали носить военные чины до 1867 года, когда стали выпускаться из института в званиях гражданских инженеров и с чином коллежского или губернского секретаря.
О форменных костюмах служащих первых железных дорог известно немного. Проектировщик и строитель Царскосельской железной дороги Франц Антон фон Гертснер выписал форму для кондукторов вагонов из-за границы.
Накануне открытия регулярного движения поездов Петербурго-Московской линии было утверждено «Положение о составе Управления С.-Петербурго - Московской ж.д.», где было указано, что весь обслуживающий персонал разделяется на четыре роты. Первую составляли машинисты, их помощники и кочегары. Вторую - обер-кондукторы и кондукторы. Им всем полагался мундир военного образца, головным убором служила каска. Кондукторам и обер-кондукторам полагался фашинный нож на черной портупее.
Начиная с 1855 года, происходят большие изменения в покрое форменного обмундирования всех служащих ведомства путей сообщения.
19 мая 1855 указом под номером 29334 вносятся изменения в форму обмундирования обер-кондукторов и кондукторов С.-Петербурго-Московской и С.-Петербурго-Варшавской железных дорог.
Чтобы поднять престиж государственной службы среди нижних чинов, 16 ноября 1861 года указом под номером 37636 вводится право отличать выслугу лет серебряными галунами: так, за пять лет службы машинистам и их помощникам Николаевской железной дороги полагались галуны на обшлага рукавов, за десять лет к ним прибавлялись галуны на воротник, а машинистам и на фуражку.
Крестьянская реформа 1861 года обозначила новый период хозяйственного развития России - промышленного капитализма. Одной из главных причин препятствующих быстрому развитию промышленности, было отсутствие железных дорог. Так как казна России, обескровленной Крымской войной, опустела, правительство было вынуждено привлечь к строительству железных дорог частный капитал. 3а период 1861-1873 годов было основано 53 акционерных железнодорожных общества и каждое общество вводило свою форму для служащих.
Галунные петлицы на воротник и погоны ведомства Министерства путей сообщения
В 1871 году появилась эмблема Главного общества российских железных дорог: два распростертых крыла с колесом. Позднее эмблема несколько видоизменялась, но смысл остался прежний - скорость, точность, комфортабельность.
Первая единая форма одежды для всех железных дорог России (кроме Финляндии) вводится 31 января 1879 года приказом Министерства путей сообщения.
В первые годы советской власти железнодорожники донашивали старые форменные костюмы, но без эмблем. Первая советская железнодорожная форма была введена в 1926 году. |
|