Главная » История » Железнодорожная форма » Железнодорожная форма России образца 1985 года
Новая форма была введена приказом МПС № 13 Ц от 19 марта 1985 года, подписанным новым Министром путей сообщения Н.С. Конаревым. Этим приказом вводился и упорядочивался перечень и вид предметов форменной одежды железнодорожников, а также новые знаки различия. Главным нововведением стала замена основного цвета формы с чёрного на темно-синий и (судя по всему, временная) замена двубортных пиджаков высшего начсостава однобортными.
Форменная одежда включает в себя:
• двубортное пальто из темно-синей ткани;
• костюм, состоящий из однобортного пиджака и брюк (темно-синего и светло-серого цвета);
• плащ с открытыми лацканами (для старшего, среднего и высшего начсостава);
• сорочка (серого, голубого или белого цвета);
• фуражка установленного образца с синей или светло-серой тульей (пилотка или берет установленного цвета для женщин);
• шапка-ушанка из серого каракуля - для высшего состава, из черного каракуля - для старшего и среднего составов, из цигейки или искусственного меха черного цвета - для остальных категорий работников, верх шапки - из черного сукна;
• обувь чёрного цвета;
• галстук в тон костюму.
На летний период всем категориям начальствующего и рядового состава разрешалось ношение форменного костюма модели «куртка и брюки» из полушерстяной камвольной ткани темно-синего цвета: для мужчин - куртка и брюки, для женщин - куртка и юбка.
Костюм подразделялся на две категории: для высшего начальствующего состава и для остальных работников.
На одежде (пальто, пиджак, куртка, плащ, сорочка) должны быть прикреплены знаки различия, включающие в себя:
• наплечные знаки - погоны установленной формы со знаками различия (на сорочке, в цвет её тона);
• геральдический знак - эмблема железной дороги золотого цвета - на тулье фуражки и на правой стороне пиджака и сорочки;
• петлицы (на воротнике пиджака - черные или серые, в цвет тона пиджака) с технической эмблемой и металлической окантовкой золотого цвета, с золотистыми лычками по категориям; у высшего начсостава - специальное шитье;
• нарукавный знак (шеврон) на рукава пиджака: шестиугольник с золоченой технической эмблемой (старший и средний начсостав);
• нарукавные знаки различия (старший и средний начсостав - на оба рукава, внизу рукава; для рядового и мл. состава - на левый рукав, на локтевом сгибе);
• кокарда на головной убор, с эмблемой - на тулью фуражки;
• форменные пуговицы золотого цвета с технической эмблемой и бортиком.
Сами знаки различия остались без изменений. Нарукавные знаки среднего и старшего начсостава, как правило, изготовлялись из ПВХ. Изменился рисунок эмблемы на нарукавном знаке младшего начсостава.
Наплечные знаки старшего, среднего и рядового состава представляют собой четырехугольник с закругленным верхним концом размерами: ширина у основания - 60 мм, длина по продольной осевой линии - 100 мм. Для рядового состава наплечные знаки символики не имеют.
Сохранились и погоны («наплечные знаки») к рубашкам. На наплечных знаках располагался технический знак и знаки различия, соответствующие занимаемой должности, состоящие из звездочек и галунных (полимерных) полос. В приказе установлено ношение на погонах золотистых звездочек, однако на практике широко использовались серебряные - аналогичные нарукавным знакам. Ношение технического знака по приказу предполагалось только младшим начальствующим и рядовым составом, однако на практике их можно было увидеть на погонах и более высоких категорий. Наплечные знаки старшего, среднего и рядового состава представляют собой четырёхугольник с закруглённым верхним концом - для младшего начальствующего состава с углом зелёного цвета внизу погона, погоны рядового состава никаких знаков не несли.
Нарукавный знак (шеврон) для форменной одежды младшего начальствующего и рядового состава располагался на внешней стороне левого рукава форменного костюма, пальто, плаща на расстоянии 120 мм от верхней точки рукава. Он представляет собой пятиугольник из ткани, соответствующей цвету одежды, с закруглённой верхней частью, с окантовкой зелёного цвета. В центральной части поля пятиугольника расположен технический знак в венке из лавровых листьев и эмблема железнодорожного транспорта, наложенная в верхнюю часть венка. В нижней части венка - изображение ленты с тиснёной надписью «МПС» или «Метро». Технический знак, венок, эмблема и лента с надписью выполнялись жёлтым цветом из полимеров.
Пуговицы для форменной одежды работников железнодорожного транспорта общего пользования имели золотистый цвет. На пуговицах для высшего начальствующего состава рельефно изображался Государственный герб СССР, для старшего, среднего, младшего начальствующего и рядового состава - технический знак.
Форма одежды учащихся средних и высших учебных заведений осталась прежней - с заменой основного цвета на темно-синий.
Все нововведения были автоматически распространены и на работников метрополитенов в городах СССР, однако с небольшими поправками: так зимнее пальто полагалась только работникам открытых участков и т.д.
Данная форма просуществовала до 1995 года.