Приветствуем Вас Гость | RSS На главную На главную На главную
Мобильная версия

НЕОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Локомотивного депо Воронеж-Курский Юго-Восточной железной дороги
 

Главная » История » История станций » Станция Графская


 
Станция Графская
 
Открыта в 1868 году. Она была первой железнодорожной станцией на Козлово-Воронежской линии в пределах Воронежской губернии. По преданию, станция названа «Графской» в честь начальника почтового ведомства графа И.М. Толстого, много сделавшего для появления в Воронеже железной дороги.


Вокзал станции Графская (1868 год)

Вокзал станции Графская (1868 год)

В 1896 году, после прокладки ветки от Графской до станции Анна, Графская превратилась в узловую и была реконструирована. Возвели депо (не сохранилось) и другие служебные постройки, включая водонапорную башню с подводящим к ней воду коллектором и водозаборным устройством на р. Усмани в нескольких километрах от станции. В расширенном вокзале имелись залы ожидания I и II классов, директорские комнаты для высокопоставленных лиц, буфет. В 1901 году радиус действия станции увеличился в связи со строительством ветки на Рамонь, где находился крупный по тому времени сахарный завод. В начале XX века станция Графская относилась к единичным станциям Воронежской губернии, в грузообороте которой преобладал не хлеб, а лес (в частности дрова). Для переработки леса, поступавшего из крупной Усманской «Казенной дачи», в районе станции Графской был построен лесопильный завод.


Открытка. Окрестности Воронежа - На ст. Графская

Открытка. Окрестности Воронежа - На ст. Графская

В годы Великой Отечественной войны станция Графская подвергалась обстрелам, было разрушено депо. О военных днях напоминает памятник погибшим воинам, расположенный к востоку от путей, на небольшой площади, образованной на пересечении главной улицы поселка с железнодорожной линией.

Среди сохранившихся станционных построек конца XIX - начала XX века наиболее художественно выразительны вокзал и водонапорная башня рядом с ним.

ВОКЗАЛ расположен с восточной стороны железнодорожных путей. Построен в два этапа: в конце XIX века и в начале XX века.


Вокзал станции Графская

Вокзал станции Графская

Состоит из двух частей, различающихся размерами и стилистикой. Меньшая, старая часть, выступающая в сторону платформы, соединена переходом с большей новой. В декоре старой части присутствуют элементы русского стиля, в декоре поздней - преобладают черты классицизма.

Симметрию главного фасада ранней части вокзала определяют слабые боковые креповки. Композицию фасадов основной части поздней постройки задает возвышающиеся в середине двухэтажный со стороны улицы и двусветный со стороны платформы объем. Боковые части выделены лопатками и увенчаны прямыми аттиками. На уличном фасаде повышенного центра в тимпане фронтона размещено крупное полуциркульное окно. Остальные окна прямоугольные, с замковым камнем в перемычке. Сквозные проходы устроены в новой части вокзала и в переходе, служебные входы существуют в торцах вокзала.

Крылья поздней пристройки и обращенная к привокзальной улице двухэтажная часть заняты служебными помещениями, в переходе размещается зал ожидания, в двусветном зале - буфет. В буфете сохранились декоративные тяги вверху стен, падуги и зеркало потолка с поздней росписью.

ВОДОНАПОРНАЯ БАШНЯ расположена к югу от вокзала вдоль железнодорожных путей недалеко от Советской улицы. Построена в конце XIX века.


Водонапорная башня на станции Графская   Водонапорная башня на станции Графская

Водонапорная башня на станции Графская

Крупное трехъярусное сооружение имеет в плане форму вытянутого восьмиугольника. Два нижних яруса - кирпичные, верхний ярус с резервуаром выложен из деревянного бруса, высокий цоколь облицован бутовым камнем. На широких сторонах нижние окна в первом ярусе - небольшие, квадратные, верхние - высокие узкие. Во втором ярусе часто расположенные мелкие узкие, почти щелевидные, окна завершены сандриками, которые являются частью декора междуэтажного карниза в виде машикулей. В верхнем деревянном ярусе узкие лежачие окна приближены к венчающему карнизу. Расположенный в южном торце входной проем увенчан фронтоном. На стене, обращенной к железнодорожному полотну, над цоколем находится выпуск чугунной сливной трубы. Водонапорная башня обслуживает не только железнодорожную станцию, но и ближайшие поселения.


КЛУБ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКОВ
(УЛИЦА ГЕНЕРАЛА ЛОХМАТИКОВА, ДОМ 11)
 

Здание расположено в глубине участка, выходящего на небольшую площадь, образованную у пересечения улицы с линией железной дороги (с запада от нее).

Загородный дачный дом, построенный в конце XIX века, принадлежал А.Г. Айдаровой, вышедшей в 1898 году замуж за крупного воронежского промышленника В.Г. Столля.

Анна Григорьевна Айдарова (Столль) (1863 - 1899) - старшая учительница училища слепых Воронежского отделения Мариинского попечительства слепых. Занималась благотворительной деятельностью: помимо работы в училище организовала хор при Воскресенской церкви города Воронежа, бесплатно обучала грамоте рабочих завода товарищества «В.Г. Столль и К°».

Вильгельм Германович Столль (1842 - около 1924) - создатель крупного механического завода в городе Воронеже, видный деятель культурного и благотворительного движения. Основал в Воронеже (1883) один из культурно-спортивных центров города при своем предприятии. Был членом городской думы (с 1883 года), а также членом Мариинского попечительства слепых и попечителем училища слепых (с 1895 года).

Летом 1898 года супруги Столль вывезли на свою дачу у станции Графская пять слепых девушек, взятых из училища на семейное воспитание. Это был первый шаг устройства в Графской культурно-оздоровительного комплекса благотворительных детских учреждений. В 1899 году В.Г. Столль предоставил дачу Воронежскому отделу Русского общества охранения народного здравия для размещения здесь колонии больных детей. Тогда дача состояла из четырех комнат, одного зала, проходной комнаты, кухни, ванной. Вдоль протяженного восточного фасада располагалась веранда шириной около трех метров, которая завешивалась раздвижными шторами из парусины. От находившегося рядом колодца к дому был подведен водопровод. На участке помимо дачи находились флигель, сарай с ледником и под кухней - подвал с отдельным входом.

С 1900-х годов В.Г. Столль поселился на постоянное жительство в главном доме и открыл здесь приют-училище для слепых девушек, приглашенных из нескольких уездов Воронежской губернии. Девушки обучались массажу, вязанию, пению, их содержание и наем преподавателей оплачивались основателем приюта. Училище получило имя Анны и Вильгельма Столль.

Под руководством В.Г. Столля на даче организовывались первые в поселке любительские концерты и спектакли, в которых играли слепые девушки. Представления привлекали многочисленную публику не только из окрестных мест, но и губернского центра. В 1909-1910 годах в училище Столля были поставлены пьеса Е. Чирикова «Во дворе во флигеле», водевиль-фарс Трофилева «Наши изобретатели», комедия-шутка И. Щеглова «Мамаево нашествие», водевиль-шутка И. Демидова «Скандал на станции». Как правило, театральные программы вечеров завершались дивертисментами, во время которых слепые девушки пели хором, трио и дуэтом. Одной из наиболее талантливых исполнительниц в спектаклях В.Г. Столля была Агриппина Скрипникова, которую промышленник удочерил. По свидетельству современников, на спектаклях в Графской зрителей собиралось «далеко больше, чем теперь обыкновенно собирается в зимнем театре в Воронеже». Приют существовал и после революции 1917 года вплоть до кончины владельца дачи. Похоронен В.Г. Столль недалеко от Графской, в Толшевском монастыре (могила не сохранилась). После этого слепых девушек недолго содержал зять В.Г. Столля (по линии приемной дочери) Федор Павлов, затем воспитанницы разъехались по своим уездам.


Загородный дачный дом на станции Графская

Загородный дачный дом А.Г. Айдаровой на станции Графская

После национализации в главном доме разместили клуб железнодорожников. В течение 1930-1970-х годов здание не раз перестраивалось. Бревенчатые стены оштукатурили, прежнюю деревянную веранду заменили кирпичной пристройкой. Внутри был устроен обширный зрительный зал. На месте рабочего кабинета В.Г. Столля теперь находится сцена. Сохранился основной объем скупой по архитектуре дачи, ее тамбур, а также габариты веранды, закрепленные в новой пристройке.

Здание крупное, одноэтажное, с возвышающейся сценической коробкой, тамбуром с северной стороны и обширной низкой пристройкой - с восточной. Тамбур завершен фронтоном, входная дверь фланкирована двумя окнами. К южному дворовому фасаду примыкает поднятый на металлических конструкциях резервуар для воды.

Здание принадлежит клубу железнодорожников, в протяженной пристройке располагаются библиотека и служебные помещения клуба.

Источник: livejournal.com
 
 
 
Локомотивное депо Воронеж-Курский     
Разрешается некоммерческое использование материалов и фотографий сайта только при наличии активной ссылки: //vrn-6.ucoz.ru
Получение разрешения у администрации сайта на коммерческое использование материалов и фотографий – обязательно.
Copyright MyCorp © 2013 - 2024 гг.

Форма входа




E-mail:  
Пароль:
Запомнить:
Добро пожаловать Гость!

Гость
Группа: Гости
Ваш IP адрес: 44.222.149.13
Браузер:


Зарегистрируйтесь
или
войдите под своим логином

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Посетители сегодня
Полезные ссылки

  • ОАО "РЖД"
  • ЮВЖД
  • РЖД ТВ
  • Первое ЖД радио
  • Газета "Гудок"
  • ВДТШМЛ
  • Соцсеть РЖД
  • СДО
  • СДО (new)
  • КАСКОР (СДО)
  • Прогноз погоды

    Время и календарь


    «  Март 2024  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
        123
    45678910
    11121314151617
    18192021222324
    25262728293031
    Архив записей

    Друзья сайта


    BASE-ROAD - территория железнодорожного транспорта



    Ваша кнопка на нашем сайте
    или
    Ссылка на Ваш сайт


    По вопросам размещения ссылок обращаться к Администратору сайта через ЛС или
    Форму обратной связи