Главная » История » Железнодорожная форма » Железнодорожная форма России образца 1995 года
Предпоследняя железнодорожная форма в России была введена 1 января 1995 года приказом МПС № 14Ц от 22 декабря 1994 года "О форменной одежде" в целях повышения дисциплины и ответственности работников железнодорожного транспорта.
Этим приказом вводился перечень и вид предметов форменной одежды железнодорожников.
Согласно приложения 3 "Описание форменной одежды для работников железнодорожного транспорта" форменная одежда образца 1995 года в себя включала:
• Пальто (для всех категорий работников)
Изготавливается из смесовой плащевой ткани (на хлопчатобумажной основе) темно-синего или темно-серого цвета. Силуэт прямой. Полочки с прорезными карманами. Центральная бортовая застежка переда - внутренняя (потайная). Воротник отложной на стойке. Спинка прямая. Рукава с хлястиками и пуговицами в нижней части. Утепляющая подкладка съемная. В качестве утеплителя используется синтетическая вата, а для районов с холодным климатом - ватин. Для 1 и 2 климатических зон пальто комплектуется утепленным жилетом.
• Костюм
Для высшего и старшего начальствующего состава изготовляется из шерстяной камвольной ткани темно-синего, серо-голубого цвета.
Для высшего начальствующего состава - пиджак с отложным воротником, с центральной бортовой застежкой на три форменные пуговицы. По краю воротника проложен кант шириной 3 мм из сукна зеленого цвета. Углы воротника отделаны шитьем в виде лавровых листьев золотистого цвета (по два справа и слева и один лист вверху). Спинка пиджака прямая со шлицей. Полочки с двумя прорезными карманами с клапанами внизу и одним прорезным карманом в верхней части левой полочки. Рукава прямые с двумя форменными пуговицами в нижней части. Брюки форменного костюма прямые, классического покроя.
Для старшего начальствующего состава - пиджак без канта по воротнику, в углах воротника - металлический технический знак.
На летний период разрешается ношение высшим и старшим начальствующим составом форменного костюма модели "куртка и брюки" из полушерстяной камвольной ткани серого или серо-голубого цвета.
Для среднего, младшего начальствующего и рядового состава форменный костюм изготовляется из полушерстяной камвольной ткани серо-голубого цвета: для мужчин - куртка и брюки, для женщин - куртка и юбка.
Куртка с центральной бортовой застежкой на четыре форменных пуговицы. Воротник отложной. Полочки с кокетками и накладными карманами с клапанами в верхней части. На спинке - встречная складка. На куртке мужского костюма имеются дополнительные прорезные карманы в нижней части. Рукава втачные, на манжете, застегивающемся на одну форменную поговицу. Низ куртки заканчивается поясом, в боковых частях которого проложена эластичная тесьма (резинка) для регулирования ширины изделия по бедрам. Брюки мужского костюма прямые, классического покроя. Юбка женского костюма прямая со шлицей сзади.
• Головной убор
Для высшего и старшего начальствующего состава имеет вид традиционной форменной фуражки.
Для среднего, младшего начальствующего и рядового состава мужской головной убор имеет вид кепи с высокой тульей и отворотами. Углы отворотов пристегиваются к тулье на кнопки. По окружности тульи (в верхней части) проложен кант шириной 3 мм из сукна зеленого цвета. Над козырьком располагается ремешок из искусственной кожи. Женский головной убор имеет вид пилотки, отворот которой отделан кантом, шириной 3 мм из сукна зеленого цвета.
Мужской и женский форменные головные уборы изготовляются из той же ткани, что и форменный костюм.
Зимний утепленный головной убор:
Для высшего начальствующего состава имеет вид шапки с высокой тульей, отворотами и козырьком. Головной убор цельномеховой, изготовляется из меха каракуля черного цвета, козырек обтянут искусственной кожей черного цвета.
Для старшего, среднего, младшего начальствующего и рядового состава мужской утепленный головной убор имеет вид кепи с высокой тульей, отворотами из овчины (цигейки) черного цвета и козырьком, обтянутым тканью или искусственной кожей. Верх головного убора выполняется из ткани, соответствующей цвету пальто (плаща).
Женский головной убор имеет вид кубанки из овчины (цигейки) черного цвета.
• Плащ
Мужской и женский имеет внешний вид, аналогичный пальто, но без утепляющей подкладки. Изготовляется из смесовой ткани (на хлопчатобумажной основе) темно-синего или сине-серого цвета.
• Для всех категорий работников железнодорожного транспорта:
- Сорочка форменная мужская и блуза форменная женская (под костюм) - с длинным рукавом, с отложным воротником, с центральной бортовой застежкой на пуговицы. На левой полочке верхней накладной карман. Спинка с кокеткой. Цвет сорочки и блузы - голубой или белый.
- Сорочка мужская летняя и блуза женская летняя - с длинным или коротким рукавом, с отложным воротником. Полочки с верхними накладными карманами с клапанами. Спинка с кокеткой. Низ сорочки мужской и блузы женской заканчивается поясом. Цвет сорочки и блузы летней - голубой, серый.
Сорочки и блузы форменные для работников железнодорожного транспорта изготовляются из шелковых сорочечных тканей.
- Обувь кожаная черного цвета (туфли, ботинки, полуботинки).
- Галстук (регат). Изготовляется из ткани синего или серого цвета (в зависимости от цвета форменного костюма).
Согласно приложения 4 "Описание знаков различия и фурнитуры для работников железнодорожного транспорта Российской Федерации":
1. Знаки различия устанавливаются в зависимости от должности (профессии). Знаками различия служат наплечные знаки (полупогоны) с поперечным размещением звезд на форменном костюме и на форменной сорочке или блузе женской.
2. Наплечные знаки (полупогоны) представляют из себя четырехугольник с закругленным верхним концом размером: ширина у основания - 70 мм, длина - 90 мм, для Министра путей сообщения - 100 мм. Наплечные знаки для Министра путей сообщения, заместителей Министра и других лиц высшего начальствующего состава окантовываются с трех сторон (кроме основания) шнуром золотистого цвета. Нижняя часть наплечного знака изготовляется из ленты (шеврона) золотистого цвета шириной 50 мм. Верхняя закругленная часть наплечного знака изготовляется из сукна зеленого цвета. Основание наплечного знака также обшивается кантом из сукна зеленого цвета. На поле наплечного знака располагаются: для Министра путей сообщения - на зеленом поле вышивается золотистыми нитями государственный герб Российской Федерации размером 30 мм, на золотистом поле вышивается нитями серебристого цвета звезда размером 28 мм с расходящимися от нее десятью лучами; для первого заместителя Министра - на зеленом поле вышивается золотистыми нитями технический знак (разводной ключ и молоток) размером 20 мм в венке из лавровых листьев, в нижней части на золотистом поле вышивается нитями серебристого цвета звезда размером 25 мм с расходящимися от нее пятью лучами; для заместителя Министра - на зеленом поле вышивается золотистыми нитями технический знак размером 20 мм в венке из лавровых листьев, в нижней части на золотистом поле вышивается нитями серебристого цвета звезда размером 25 мм; для других лиц высшего начальствующего состава - на зеленом поле вышивается золотистыми нитями технический знак размером 20 мм, на золотистом поле вышивается нитями серебристого цвета звезды размером 20 мм в количестве от одной до трех с поперечным их размещением. Наплечные знаки для старшего, среднего, младшего начальствующего и рядового состава изготовляются из той же ткани, что и форменный костюм, серо-голубого или темно-синего цвета. Размер и форма наплечного знака аналогичны полупогону для высшего начальствующего состава. С трех сторон, кроме основания, наплечный знак обшивается кантом из сукна зеленого цвета шириной 3 мм. В верхней части наплечного знака располагается продольная петля для форменной пуговицы размером 14 мм. На поле знаков различия располагаются: для старшего начальствующего состава - на расстоянии 10 мм от основания наплечного знака размещаются две полоски желтого цвета шириной по 6 мм в виде угла 120 градусов с вершиной, расположенной по центральной оси четырехугольника и направленной к его основанию, просвет между полосками - 2 мм. На 10 мм выше полосок по поперечной оси размещаются звезды металлические зеленого цвета в золотистом обрамлении размером 16 мм в количестве от одной до трех; для среднего начальствующего состава - на расстоянии 10 мм от основания наплечного знака размещается одна полоска желтого цвета, шириной 6 мм в виде угла 120 градусов с вершиной, расположенной по центральной оси четырехугольника и направленной к его основанию. На 3 мм выше полоски по поперечной оси размещаются звезды золотистого цвета размером 16 мм в количестве от одной до трех, четвертая звезда размещается над средней звездой первого ряда по центральной оси четырехугольника на расстоянии 2 мм от первого ряда; для младшего начальствующего состава - на расстоянии 10 мм от основания полупогона размещается одна полоска зеленого цвета шириной 12 мм в виде угла 120 градусов с вершиной, расположенной по центральной оси четырехугольника и направленной к его основанию. Над полоской на расстоянии 10 мм располагаются буквы "РЖД" (Российские железные дороги), высота букв - 12 мм; для рядового состава - наплечные знаки символов не имеют. На расстоянии 30 мм от основания полупогона располагаются буквы "РЖД", высота букв - 12 мм. Наплечные знаки пришиваются к форменной одежде по всему их периметру и дополнительно пристегиваются на пуговицу. На летней форменной сорочке (блузе) наплечные знаки - съемные.
3. Эмблема железнодорожного транспорта представляет собой эллипсообразное колесо с крыльями. Размер нагрудной эмблемы: габариты колеса - 23Х13 мм, размах крыльев - 70 мм. Эмблема для лиц высшего и старшего начальствующего состава вышивается золотистыми нитями. Для среднего, младшего начальствующего и рядового составов - может быть изготовлена из других материалов золотистого цвета. Эмблема располагается на правой стороне форменного костюма и летней форменной сорочки (блузы) на уровне груди.
4. Кокарда для головных уборов представляет собой эллипс шириной 22 мм и высотой 30 мм с полем темно-зеленого цвета в золотистом обрамлении с крыльями (размах крыльев 60 мм) и двумя лавровыми листьями у основания эллипса. На поле расположен технический знак золотистого цвета. Кокарда выполняется из металла, для высшего начальствующего состава может быть вышита. Кокарда для женского головного убора (пилотки) представляет собой эллипс шириной 27 мм и высотой 34 мм в золотом обрамлении.
5. Технический знак нового образца для форменной одежды представляет собой окружность диаметром 15 мм, с полем темно-зеленого цвета. На поле изображены перекрещивающиеся разводной ключ и молоток. Справа и слева окружности располагается усеченная рессора золотистого цвета размером 8Х5 мм. Технический знак выполняется из металла и крепится в углах воротника форменного костюма.
6. Нарукавная эмблема Российских железных дорог изготовляется из ткани форменного костюма. Высота эмблемы - 94 мм, ширина - 70 мм. Верхний край эмблемы закруглен, нижний край имеет форму конуса со сторонами 45 мм. В верхней части эмблемы в эллипсе размером 24Х22мм изображены цвета российского флага, по боковым сторонам эллипса располагаются стилизованные "крылья" (размах "крыльев" - 45 мм). В центральной части эмблемы расположена в три строки надпись - "Российские железные дороги". Высота букв - 8 мм, расстояние между строками - 2 мм. В нижней части эмблемы расположен технический знак - разводной ключ и молоток размером 23 мм. По краю эмблемы - кант шириной 2 мм. Надпись на эмблеме, технический знак и кант имеют золотистый цвет. Нарукавная эмблема устанавливается для форменной одежды старшего, среднего, младшего начальствующего и рядового состава и располагается на левом рукаве форменного костюма, пальто, плаща на расстоянии 60 мм от верхней точки рукава.
7. Пуговицы для форменной одежды работников железнодорожного транспорта имеют золотистый цвет. На пуговицах рельефно изображается технический знак. Диаметр пуговиц 22 мм (большие) и 14 мм (малые).