Приветствуем Вас Гость | RSS На главную На главную На главную
Мобильная версия

НЕОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Локомотивного депо Воронеж-Курский Юго-Восточной железной дороги
 

Главная » История » История станций » Станция Раздельная (Отрожка)


 
Станция Раздельная (Отрожка)
 
Расположена в северо-восточной части города, на левом берегу реки Воронеж. Основана в 1870 году в связи со строительством Воронежско-Ростовской железной дороги в месте пересечения ее с Козлово-Воронежской линией.


Станция Раздельная (Отрожка) на 3-х верстовой карте Воронежской губернии напечатанной в 1919 году

Станция Раздельная (Отрожка) на карте 1919 года


Строительство велось очень быстро. Движение поездов было открыто в декабре 1870 года. Раздельная стала значительной сортировочной станцией, способствовавшей поступлению хлеба на север страны из юго-восточных районов черноземного центра и донских степей. В месте слияния Козлово-Воронежской и Воронежско-Ростовской линий железной дороги сложился комплекс сооружений депо. Первоначально его составляли временные деревянные сооружения (паровозное депо на два паровоза для ремонта паровозов серии «НВ» и две казармы), а также две маленькие кирпичные постройки (сигнальная будка и жилой дом).


Памятная доска на станции Отрожка

Памятная доска на станции Отрожка


В 1875 году временные сооружения заменили два крупных депо для ремонта 9 паровозов серии «Ов», поставленных вплотную с некоторой сдвижкой по отношению друг к другу. Этот композиционный принцип, развитый при дальнейшем расширении комплекса, определил своеобразие Отрожского депо.

В 1912 году на станцию Раздельную, за которой постепенно закрепилось название Отрожка, был переведен из Воронежских железнодорожных мастерских ремонт вагонов.

Разместившиеся к юго-востоку от станции Отрожские вагоноремонтные мастерские [Историческая справка] стали основой формирования одного из крупнейших предприятий Воронежа.

В 1920-1930-х годах существующие корпуса депо были реконструированы с увеличением их объема и построены новые, повторяющие заложенный ранее прием уступчатой пространственной организации. О проведенных тогда значительных работах свидетельствуют следы перестроек и фиксирующие время их проведения даты на торцах первых двух корпусов депо: на ближнем к главному пути - 1930 год, на следующем - 1928 год. Последний корпус, судя по хранящемуся в заводском музее чертежу 1870-х годов, близок по архитектуре торцового фасада депо в городе Козлове (ныне Мичуринск): завершенный щипцом фасад прорезан тремя крупными арочными воротами в широких архивольтах.


Депо Отрожка (2017 год)

Депо Отрожка (2017 год)


В конце 1920-х годов к югу от вагоноремонтных мастерских, вырос жилой массив (на современной улице Богдана Хмельницкого).

27 августа 1939 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР рабочий поселок Отрожка был включен в городскую черту города Воронежа, а Отрожский поселковый Совет ликвидирован [Историческая справка] . В июле 1942 года, когда немецкие войска захватили большую часть правобережного Воронежа, за Отрожские мосты развернулись ожесточенные бои. До конца 80-х годов на Отрожских мостах можно было наблюдать следы этих событий, в начале 90-х годов металлические конструкции мостов были заменены на новые.


Следы войны на Отрожских мостах. Кадры из документального фильма «Репортаж с линии фронта. Битва за Воронеж»

Следы войны на Отрожских мостах


Подготовка к замене Отрожских мостов. На фото слева новая металлическая конструкция (1989 год)

Подготовка к замене Отрожских мостов (1989 год)


О тяжелых днях напоминают памятники на поддерживающих Отрожские мосты дамбах и у административно-хозяйственного корпуса на станции Отрожка. В годы Великой Отечественной войны в цехах депо Отрожка производили минометы и переоборудовали паровозы в бронепоезда.

После перевода Воронежского паровозоремонтного завода на ремонт тепловозов, перед главным фасадом Отрожского депо в 1986 году был установлен на пьедестале последний отремонтированный паровоз ФД 20-711.


Последний отремонтированный в депо Отрожка паровоз ФД 20-711 (2017 год)

Последний отремонтированный в депо Отрожка паровоз ФД 20-711 (2017 год)


Первая памятная доска на установленном в депо Отрожка паровозе ФД 20-711

Памятная доска на паровозе ФД 20-711


30 декабря 1964 года первый пассажирский поезд со станции Воронеж-I был отправлен электровозом ВЛ-60 №1436 под управлением машиниста депо Отрожка Крестникова Ивана Федоровича, а 10 мая 1965 года отправился в путь первый электропоезд ЭР9П. В этом же году коллективу депо Отрожка одному из первых на Юго-Восточной железной дороге присвоили почетное звание "Предприятие коммунистического труда".

Из старых построек на станции среди путей сохранились два корпуса депо конца XIX века, подвергшиеся реконструкции в 1930-е годы, и две очень небольшие постройки XX века.

СИГНАЛЬНАЯ БУДКА расположена к востоку от главного железнодорожного пути, недалеко от пешеходного моста через него. 

Маленькая, одноэтажная, с двухскатной крышей, на полуподвальном этаже, прямоугольная в плане постройка стоит перпендикулярно путям. Кирпичные стены оштукатурены. На западном торце входная дверь фланкирована окнами, на противоположном торце - три окна, в центре северного фасада одно. Скупой декор представлен венчающим карнизом и рельефным кольцом, обрамляющим слуховое окно.

ЖИЛОЙ ДОМ расположен параллельно путям, к югу от сигнальной будки. 

Это также одноэтажная, но без полуподвального этажа, прямоугольная в плане постройка. Симметрию западного фасада задает расположенная в центре дверь с фланкирующими ее окнами, на восточном фасаде в равномерном ритме расположены пять окон со слабо выраженной лучковой перемычкой. В торцах с треугольными фронтонами - по одному окну, сдвинутому для удобства обзора пути к противоположным углам здания.

Сигнальная будка и одноэтажный дом не используются и разрушаются. 

ДВА ЖИЛЫХ ДОМА у железной дороги, южнее станции Отрожка (улица Богдана Хмельницкого, № 13, 15), частично заслонены эстакадой идущего к северу моста. Построены в начале XX века для руководителей и инженерно-технического состава вагоноремонтных мастерских. Комплекс включал небольшой сад (сохранилось несколько старых деревьев по периметру участка). В 1920-е годы дом № 13 был занят клубом, в настоящее время в нем располагается учебное заведение.

Крупные двухэтажные в плане здания обращены к улице протяженными фасадами. Фасады имеют единый пропорциональный строй, отличаясь деталями. Симметричные композиции фасадов определяются тремя повышенными ризалитами, в завершениях которых аттики чередуются со щипцами, а во втором этаже расположены огромные арочные окна или ниши. Верхние части стен декорированы щелевидными нишками и зубчиками. Изломанный рисунок металлических кронштейнов, поддерживающих козырек входа, характерен для модерна.


Дом на ул. Богдана Хмельницкого № 13 (2017 год)

Дом на ул. Богдана Хмельницкого № 13 (2017 год)


Дом на ул. Богдана Хмельницкого № 15 (2017 год)

Дом на ул. Богдана Хмельницкого № 15 (2017 год)


Сегодня моторвагонное депо Отрожка на Юго-Восточной железной дороге является базовым на сети РЖД по проведению текущего ремонта и технического обслуживания электропоездов серий ЭР-9 и ЭД-9 и рельсовых автобусов РА-1 и РА-2 для полигона 7 железных дорог.
Источник: bvf.ru
 
 
 
Локомотивное депо Воронеж-Курский     
Разрешается некоммерческое использование материалов и фотографий сайта только при наличии активной ссылки: //vrn-6.ucoz.ru
Получение разрешения у администрации сайта на коммерческое использование материалов и фотографий – обязательно.
Copyright MyCorp © 2013 - 2024 гг.

Форма входа




E-mail:  
Пароль:
Запомнить:
Добро пожаловать Гость!

Гость
Группа: Гости
Ваш IP адрес: 3.16.147.124
Браузер:


Зарегистрируйтесь
или
войдите под своим логином

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Посетители сегодня
Полезные ссылки

  • ОАО "РЖД"
  • ЮВЖД
  • РЖД ТВ
  • Первое ЖД радио
  • Газета "Гудок"
  • ВДТШМЛ
  • Соцсеть РЖД
  • СДО
  • СДО (new)
  • КАСКОР (СДО)
  • Прогноз погоды

    Время и календарь


    «  Апрель 2024  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
    1234567
    891011121314
    15161718192021
    22232425262728
    2930
    Архив записей

    Друзья сайта


    BASE-ROAD - территория железнодорожного транспорта



    Ваша кнопка на нашем сайте
    или
    Ссылка на Ваш сайт


    По вопросам размещения ссылок обращаться к Администратору сайта через ЛС или
    Форму обратной связи