Главная » История » Железнодорожная форма » Железнодорожная форма России образца 1926 года
В годы революции и гражданской войны до униформы железнодорожников руки у советского руководства не доходили - были дела поважнее, фронт заслонял собой тыл, да и средств у молодой республики не хватало на все прожекты, какими бы привлекательными они не представлялись. Тем не менее, жизнь постепенно брала свое.
В 1922 году была установлена общая для всех железных дорог форменная одежда для проводников поездов беспересадочного сообщения.
19 октября 1922 года Центральное управление железнодорожного транспорта НКПС СССР издает приказ № 7258 «О порядке содержания и обслуживания пассажирских поездов беспересадочного сообщения» четвертый раздел которого озаглавлен «Обмундирование поездной технической бригады, обслуживающей пассажирский поезд беспересадочного сообщения».
Поездная техническая бригада пассажирского поезда беспересадочного сообщения состояла из следующих лиц: начальника поезда, старшего проводника-истопника, проводников-истопников по три человека на каждые два вагона летом и по два человека на один вагон - зимой. В эту же бригаду входило два смазчика.
Кондукторская бригада должна была обслуживать поезд в пределах дороги следования и состоять не более чем из трех человек, а именно: главного кондуктора, старшего кондуктора (корреспондента) и сигнального (заднего) кондуктора.
Приказ предписывал начальникам поездов, проводникам-истопникам и смазчикам быть одетыми в форменные куртки и фуражки с синим кантом. Каждый проводник-истопник должен был иметь на куртке нагрудный знак с номером.
Форменная куртка (тужурка) начальника поезда должна была иметь на обшлагах рукавов и по воротнику тоненький серебряный кант, а в петлицах, на воротнике шифровку - инициалы дороги.
В 1923 году вновь введена фуражка с красной тульей для начальников станций.
Однако более-менее систематически к проблеме единой униформы в НКПС СССР подошли только в 1926 году Приказом НКПС № 9035 от 12.11.1926 года «Об объявлении Правил снабжения форменным обмундированием» [Скачать]. В качестве одной из причин нововведения указывалась необходимость внести «ясность во взаимоотношения как работников транспорта с клиентами, так и между собой».
В состав формы железнодорожников в середине 20-х годов входили следующие предметы:
• Фуражка черного сукна, без кантов, с черным фибровым лакированным козырьком, японского образца. Ширина околыша - 5 см, ширина борта тульи - 4,5 см, диаметр тульи на 4 см более диаметра околыша. На околыше крепилась железнодорожная эмблема - перекрещенные топор и якорь белого металла, на верхней части околыша крепилась цветная лента шириной 1 см, обозначавшая принадлежность к той или иной службе. Летом на тулью надевался белый чехол. У начальников станций и их помощников - тулья из красного сукна.
• Тужурка суконная черного цвета (летняя - из черного или белого х/б) без пояса, закрытая, однобортная на пяти белых пуговицах (на пуговицах - топор и якорь), с двумя накладными карманами на груди и двумя внутренними, продольными на фалдах. Воротник стоячий-отложной с петлицами на углах (как на красноармейских шинелях) из цветного (темных тонов) сукна цвета, присвоенного данной службе. Петлицы для службы эксплуатации - темно-малинового цвета, для службы тяги - темно-синего, на петлицах - арматура из скрещенных топора и якоря белого металла и буквенные шифровки с обозначением дороги. На левом рукаве располагались нашивки белого галуна (шириной - 0,25 см, длиной - 6 см) на расстоянии 2,5 см от края обшлага и с промежутками в 0,5 см между полосками галуна.
• При исполнении служебных обязанностей работники железной дроги обязаны были носить бляхи белого металла с указанием названия дороги, должности и номера. Так, проводники поездных бригад на бляхе имели надпись «Проводник №__. Северная ж.д.».
• Пальто суконное черного цвета на вате, фасон клеш, длиной около 4 см выше колен, двубортное на пяти пуговицах белого металла (на пуговицах - топор и якорь) с каждой стороны груди. Пальто имело пять карманов, один из которых находился на левой стороне груди и был накладным, два внутренних продольных на уровне талии и два накладных на фалдах. На воротнике - нашивки как на тужурке.
Для прикрепления сигналов на тужурке и пальто, вместо пояса пришивался на уровне талии металлический карабин (крючок с пружинкой), на который и пристегивался футляр с сигналами.
Служащим-женщинам выдавались те же предметы одежды, но в приспособленном для ношения ими виде.
Полный комплект униформы включал в себя: одну фуражку, две летние и одну зимнюю тужурку, одно пальто. Подлежали снабжению полным комплектом униформы следующие категории работников:
• Начальники станций, постов и разъездов;
• Помощники начальников станций;
• Запасные агенты, исполняющие обязанности начальников станций и их помощники;
• Главные кондуктора пассажирских поездов;
• Прочие кондуктора пассажирских поездов;
• Начальники поездов;
• Проводники вагонов и проводники-истопники пассажирских поездов (к полному комплекту обмундирования добавлялась еще и бляха);
• Смазчики поездные пассажирские.
Кондукторам, начальникам поездов и проводникам одновременно с выдачей фуражки выдавалось два чехла к ней из летней материи. Дорожным мастерам и артельным старостам полагалась только одна фуражка.
В 1930 году форменная одежда железнодорожников претерпела некоторые изменения. Приказ НКПС СССР № 1689 от 05.08.1930 года «Правила снабжения некоторых категорий работников железнодорожного транспорта форменным обмундированием» [Скачать] отменял упомянутый выше Приказ № 9035 от 12.11.1926 года того же ведомства. Согласно новому Приказу, появилась темно-синяя окантовка петлиц и исчезла шифровка на них с обозначением дороги. В таком виде железнодорожная форма просуществовала до 1932 года.