Главная » История » История станций » Станция Воронеж-2 (Курский)
В 1889 году было принято решение о сооружении железной дороги между Курском и Воронежем. Решению способствовало обращение в правительство, сделанное воронежским губернатором Богдановичем Александром Васильевичем по инициативе городской думы. В 1891 году приступили к изыскательским работам на планируемой трассе железной дороги и под строительство Курской товарной станции в Воронеже отвели участок к северо-западу от Ямской слободы, в двух километрах от пассажирской станции Воронеж. В 1892 году, при губернаторе Куровском Евгении Александровиче, состоялась торжественная закладка локомотивного депо, размещенного к западу от путей. Подрядчиком строительства был предприниматель Д.Р. Зеленев. Одновременно с депо (улица Питомник, 10) были построены административные и хозяйственные здания (№ 8, 10, 18), а также небольшой цех (примыкает к депо). По обеим сторонам от железной дороги разместились жилые постройки. В конце XIX века железная дорога была продолжена до Киева и стала именоваться Московско-Киево-Воронежской.
В конце 1950-х годов для обслуживания пассажирских перевозок было сооружено здание вокзала, перед ним образовалась небольшая площадь.
3 сентября 1918 года на железнодорожных путях станции Воронеж-Курский произошел сильнейший взрыв, который было слышно во всех уголках Воронежа. От пожара взорвались стоявшие на путях три железнодорожных состава со снарядами. В результате взрыва погибло 40 человек, ранено было более шестидесяти. Рабочие-железнодорожники Воронежа решили в память своих погибших товарищей установить мемориальную доску, которая сейчас находится на стене нового здания вокзала Воронеж-2.
Сохранились все постройки комплекса станции, большая часть которых используется по первоначальному назначению. К востоку от путей, вдоль Донбасской улицы, размещаются кирпичные, одноэтажные и двухэтажные, бывшие жилые здания для инженерно-технического персонала станции, а ближе к путям - однотипные деревянные одноэтажные дома на две квартиры. К западу от путей, на улице Питомник, выделяются локомотивное депо и обладающее выразительным обликом административное здание.
ЛОКОМОТИВНОЕ ДЕПО расположено к западу от вокзала, на одной из коротких веток. Построено в 1892-1894 годах. Относится к появившимся в конце XIX века железнодорожным депо веерного типа.
Округлый в плане, кирпичный, оштукатуренный, высокий основной объем охватывает четверть поворотного круга. К нему с торцов примыкают более низкие крылья. Над воротами расположены крупные окна. Пространство основного объема депо освещается также продольным световым фонарем, следующим рисунку плана постройки. Декор конца XIX века снивелирован в 1991 году при облицовке фасадов крупномерной декоративной плиткой с рельефной поверхностью. Прослеживаются уступчатые накладки, спускающиеся от карниза на лопатки.
На территории депо расположены две могилы погибших в 1942 году железнодорожников.
На мраморном памятнике высечено:
Дьячук Михаил Гаврилович погиб 01.07.1942г. (начальник депо, погиб во время бомбежки Прим. Admin)
Горянский Иван Семенович машинист погиб на ст. Латная 03.07.1943г.
На стене токарного цеха локомотивного депо Воронеж-Курский находится памятная доска, посвященная Герою Советского Союза Чеботарёву Дмитрию Фёдоровичу (25.12.1920-06.07.1943 гг.).
Чеботарёв Дмитрий Федорович родился в 1920 году в Воронеже. По окончании школы работал в паровозном депо станции Воронеж-2. В 1943 году был призван в армию, получил специальность наводчика орудия и в звании младшего сержанта был направлен в 212-й гвардейский стрелковый полк 75-й гвардейской стрелковой дивизии.
Во время Курской битвы 6 июля 1943 года в районе станции Поныри наводчик 45-мм орудия гвардии младший сержант Чеботарёв Д.Ф. в составе орудийного расчёта 212-го гвардейского стрелкового полка (командир орудия гвардии сержант Попов Пётр Михайлович, замковый гвардии красноармеец Кузнецов Степан Трофимович, заряжающий гвардии красноармеец Исупов Михаил Гаврилович, подносчик гвардии красноармеец Капсудин Борис Ефимович) принял бой против превосходящих сил противника.
Когда два других орудия батареи были выведены из строя огнём немецких танков, расчёт продолжал сражаться, и как сказано в наградном листе, подписанном командиром 212-го гвардейского стрелкового полка гвардии подполковником Борисовым М. С.:
«...прямой наводкой своего орудия поджёг 3 средних танка и один «Т-VI», который загорелся и вскоре взорвался, одно самоходное орудие, разбил 4 станковых пулемёта. При отражении атаки противника прямой наводкой убил и ранил более 100 солдат и офицеров противника, чем обеспечил выполнение боевой задачи батальона. Ведя бой своим орудием с танками противника т. Чеботарёв был ранен, но истекая кровью он продолжал метко стрелять и поджёг ещё два танка противника.»
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 августа 1943 года за отвагу и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками гвардии младшему сержанту Чеботарёву Дмитрию Федоровичу присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).
Награжден орденом Ленина.
Похоронен в братской могиле около села Ольховатка Поныровского района Курской области.
В городе Воронеже, где Чеботарёв Д.Ф. жил и работал, именем Героя названы улица и школа, он навечно зачислен в коллектив депо станции Воронеж-2, а также приказом Министра обороны Российской Федерации № 543 от 31 октября 2008 года навечно зачислен в списки 1-й самоходной артиллерийской батареи 6-го гвардейского Берлинского мотострелкового полка 10-й гвардейской танковой Уральско-Львовской дивизии Московского военного округа, дислоцирующейся в Воронежской области.
В 1970-1980-х годах прошлого столетия один из тепловозов (в настоящее время исключён из инвентаря) серии ТЭМ2 приписки локомотивного депо Воронеж-Курский Юго-Восточной железной дороги носил имя Чеботарёва Д.Ф.