Главная » История » Железнодорожная форма » Железнодорожная форма России образца 1932 года
Введению форменного костюма на железнодорожном транспорте предшествовало постановление ЦК ВКП(б) от 10 сентября 1930 года о снабжении всех железнодорожников связанных с движением поездов зимней спецодеждой. Была организована сеть стационарных закрытых распределителей и передвижных вагонов-лавок. Таким образом, на всех железных дорогах страны появились организации способные быстро обеспечить железнодорожников новой форменной одеждой. Хотя, если верить документам того времени снабжение было далеко не идеальным. Так в проектах перестройки Ленинградского вокзала в Москве указывается на обязательное снабжение работников вокзала форменной одеждой, так как они работают непосредственно с пассажирами и должны «прилично» выглядеть.
С другой стороны, в начале 30-х годов усиливается общая тенденция к укреплению дисциплины и единоначалия во всех наркоматах, службах и ведомствах, в тех же ведомствах, где уже была введена военная или полувоенная форма уточняются и ужесточаются правила ее ношения, а также упорядочиваются и унифицируются системы знаков различия, которые должны быть легко заметными и читаемыми в рамках единой системы категорий и должностей.
На основании Приказа за № 403/Ц от 28 мая 1932 года Народного комиссара путей сообщения А.А. Андреева (в соответствии с постановлениями Политбюро ЦК ВКП (б) от 16 марта 1932 года и СНК СССР от 17 марта 1932 года) на железных дорогах СССР была введена форменная одежда для всех работников железных дорог (до этого форменную одежду носили только железнодорожные работники определенных служб).
Разработка новой формы велась с января 1932 года, однако изначально её введение предполагалось распространить традиционно лишь на некоторые категории железнодорожников, уже пользующихся производственной спецодеждой.
Форма предусматривала следующие предметы:
• однобортный темно-синий мундир (китель) закрытый, на пяти черных (вороненых) пуговицах, с двумя нагрудными и двумя боковыми карманами с клапанами, с отложным воротником, на который нашивались петлицы со знаками различия по армейскому образцу, китель носился с брюками навыпуск и галифе в сапоги или юбкой (для работников-женщин);
• фуражку «железнодорожного образца» (с особой тульеей темно-синего цвета) с кантами по службе и черным околышем, на околыше крепилась эмблема — красная пятиконечная звезда с изображением паровоза анфас; ремешок лакированный на двух малых пуговицах;
• для работников женщин в качестве головного убора был предусмотрен берет темно-синего цвета;
• прямые брюки и брюки-галифе темно-синего цвета;
• юбка темно-синего цвета для работников-женщин;
• шинель черная, двубортная, на трех черных (впоследствии - белого металла) пуговицах и крючках, с отложным воротником с петлицами, как правило, носилась с отогнутыми лацканами;
• ремень с пряжкой;
• ботинки черного цвета или сапоги;
• шапка-финка с красной звездой с изображением паровоза.
Для различия железнодорожных служб, которых было пять, были введены различные цвета кантов на головном уборе и петлицах:
• для службы пути - зеленый цвет;
• для службы тяги - синий цвет;
• для службы телеграфной - желтый цвет;
• для службы эксплуатации, административной службы, политотделов и прочих - малиновый цвет;
• для вагонной службы (в т.ч. и поездных бригад (проводников)) - бирюзовый цвет.
Рядовой состав на петлицах знаков различия по должностям не имел № 1. Для обозначения должности младшего начсостава на петлицах прикреплялись углы-нашивки красного цвета (от одного до четырех) № 2-5, старшего начсостава - красные эмалевые шестиугольники (от одного до четырех) № 6-9, высшего начсостава красные эмалевые пятиконечные звездочки (от одной до четырех) № 10-13.
Кроме того на петлицах прикреплялся технический знак белого металла - перекрещенные молоток и разводной (французский) ключ.
Поездные машинисты и их помощники на фуражке, присвоенной поездным бригадам, носили вокруг околыша узкий белый галун с классной разбивкой:
• машинист 1 класса - 4 галуна;
• машинист 2 класса - 3 галуна;
• машинист 3 класса - 2 галуна;
• все их помощники - 1 галун.
Помимо этого Приказ НКПС содержал следующие правила ношения: [Скачать]
Через несколько месяцев за этим приказом последовал еще один Приказ на ту же тему: [Скачать]
Далее последовала серия приказов о включении в табель форменного обмундирования дополнительных должностей: старших и младших диспетчеров, станционных диспетчеров, работников органов контроля, работников Центрального топливно-энергетического управления НКПС, грузового сектора ЦД и т.д. - категории работников, которым форма положена по службе расширялись. Делалось это, прежде всего, с целью укрепления дисциплины, единоначалия и субординации.
4 июня 1933 года ЦИК и СНК СССР утвердили Устав о дисциплине рабочих и служащих железнодорожного транспорта СССР. Согласно этому документу нарушение трудовой дисциплины работниками транспорта, которое могло повлечь крушение или «расстройство движения», влекло за собой не дисциплинарную, а судебную ответственность. Самовольный уход с работы карался лишением права пользования, выданным работнику на данном предприятии или учреждении продовольственной и промтоварной карточками, а также квартирой, предоставленной работнику в домах, принадлежавших железнодорожному ведомству.
8 июля 1933 года СНК СССР и ЦИК ВКП(б) приняли постановление «О перестройке органов управления железнодорожного транспорта». Согласно постановлению устанавливалось единоначалие и персональная ответственность руководителей.
10 июля 1933 года ЦК ВКП(б) принял постановление «О политотделах на железнодорожном транспорте». Политотделы являлись чрезвычайными политическими органами и были призваны обеспечить партийный контроль во всех хозяйствах железнодорожного транспорта. Постепенно число политотделов увеличилось, был введен институт партийных организаторов на станциях, в депо, дистанциях пути и т.д.
14 августа 1934 года, последовал новый приказ НКПС, посвященный железнодорожной униформе, суммирующий все вышеперечисленные нововведения, и вводящий новые - так, например, речь в нем уже идет о командном составе, а не традиционном начсоставе: [Скачать]
Помимо кителя в рабочей обстановке разрешалось носить установленную гимнастерку армейского покроя, темно-синего цвета с отложным воротником с петлицами с открытой планкой на трех малых пуговицах, все пуговицы на гимнастерке - белого металла (гимнастерка носилась только с галифе в сапоги), а также мягкую фуражку из х/б ткани темно-синего цвета, без кантов и цветного околыша, подбородный ремешок и козырек - из основной ткани, на околыше - красная звезда с изображением паровоза анфас.
Кроме закрытого кителя некоторым категориям работников (в частности, проводникам скоростных поездов и классных вагонов) полагались, судя по фотодокументам открытые кителя синего или белого цвета на трех пуговицах, с петлицами на воротнике, носимые с сорочкой светлых тонов и галстуком.
Форма одежды проводников регламентировалась начальником поезда и руководством дороги.
На летнее время был установлен белый полотняный китель с отложным воротником и белый чехол на фуражку, а также белая полотняная фуражка с железнодорожной звездой. Как показывают кино- и фотодокументы, белый китель часто носился с темно-синими, а не белыми брюками, особенно на небольших станциях и пассажирских поездах межобластного сообщения.
Начальникам и дежурным по станции полагалась фуражка с красной тульей и галунами на околыше, указывающими на классность станции.