Главная » История » История станций » Станция Раздельная (Отрожка)
Станция Раздельная (Отрожка)
Расположена в северо-восточной части города, на левом берегу реки Воронеж. Основана в 1870 году в связи со строительством Воронежско-Ростовской железной дороги в месте пересечения ее с Козлово-Воронежской линией.
Строительство велось очень быстро. Движение поездов было открыто в декабре 1870 года. Раздельная стала значительной сортировочной станцией, способствовавшей поступлению хлеба на север страны из юго-восточных районов черноземного центра и донских степей. В месте слияния Козлово-Воронежской и Воронежско-Ростовской линий железной дороги сложился комплекс сооружений депо. Первоначально его составляли временные деревянные сооружения (паровозное депо на два паровоза для ремонта паровозов серии «НВ» и две казармы), а также две маленькие кирпичные постройки (сигнальная будка и жилой дом).
В 1875 году временные сооружения заменили два крупных депо для ремонта 9 паровозов серии «Ов», поставленных вплотную с некоторой сдвижкой по отношению друг к другу. Этот композиционный принцип, развитый при дальнейшем расширении комплекса, определил своеобразие Отрожского депо.
В 1912 году на станцию Раздельную, за которой постепенно закрепилось название Отрожка, был переведен из Воронежских железнодорожных мастерских ремонт вагонов.
Разместившиеся к юго-востоку от станции Отрожские вагоноремонтные мастерские [Историческая справка] стали основой формирования одного из крупнейших предприятий Воронежа.
В 1920-1930-х годах существующие корпуса депо были реконструированы с увеличением их объема и построены новые, повторяющие заложенный ранее прием уступчатой пространственной организации. О проведенных тогда значительных работах свидетельствуют следы перестроек и фиксирующие время их проведения даты на торцах первых двух корпусов депо: на ближнем к главному пути - 1930 год, на следующем - 1928 год. Последний корпус, судя по хранящемуся в заводском музее чертежу 1870-х годов, близок по архитектуре торцового фасада депо в городе Козлове (ныне Мичуринск): завершенный щипцом фасад прорезан тремя крупными арочными воротами в широких архивольтах.
В 1912 году на станцию Раздельную, за которой постепенно закрепилось название Отрожка, был переведен из Воронежских железнодорожных мастерских ремонт вагонов.
Разместившиеся к юго-востоку от станции Отрожские вагоноремонтные мастерские [Историческая справка] стали основой формирования одного из крупнейших предприятий Воронежа.
В 1920-1930-х годах существующие корпуса депо были реконструированы с увеличением их объема и построены новые, повторяющие заложенный ранее прием уступчатой пространственной организации. О проведенных тогда значительных работах свидетельствуют следы перестроек и фиксирующие время их проведения даты на торцах первых двух корпусов депо: на ближнем к главному пути - 1930 год, на следующем - 1928 год. Последний корпус, судя по хранящемуся в заводском музее чертежу 1870-х годов, близок по архитектуре торцового фасада депо в городе Козлове (ныне Мичуринск): завершенный щипцом фасад прорезан тремя крупными арочными воротами в широких архивольтах.
В конце 1920-х годов к югу от вагоноремонтных мастерских, вырос жилой массив (на современной улице Богдана Хмельницкого).
27 августа 1939 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР рабочий поселок Отрожка был включен в городскую черту города Воронежа, а Отрожский поселковый Совет ликвидирован [Историческая справка] . В июле 1942 года, когда немецкие войска захватили большую часть правобережного Воронежа, за Отрожские мосты развернулись ожесточенные бои. До конца 80-х годов на Отрожских мостах можно было наблюдать следы этих событий, в начале 90-х годов металлические конструкции мостов были заменены на новые.
27 августа 1939 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР рабочий поселок Отрожка был включен в городскую черту города Воронежа, а Отрожский поселковый Совет ликвидирован [Историческая справка] . В июле 1942 года, когда немецкие войска захватили большую часть правобережного Воронежа, за Отрожские мосты развернулись ожесточенные бои. До конца 80-х годов на Отрожских мостах можно было наблюдать следы этих событий, в начале 90-х годов металлические конструкции мостов были заменены на новые.
О тяжелых днях напоминают памятники на поддерживающих Отрожские мосты дамбах и у административно-хозяйственного корпуса на станции Отрожка. В годы Великой Отечественной войны в цехах депо Отрожка производили минометы и переоборудовали паровозы в бронепоезда.
После перевода Воронежского паровозоремонтного завода на ремонт тепловозов, перед главным фасадом Отрожского депо в 1986 году был установлен на пьедестале последний отремонтированный паровоз ФД 20-711.
После перевода Воронежского паровозоремонтного завода на ремонт тепловозов, перед главным фасадом Отрожского депо в 1986 году был установлен на пьедестале последний отремонтированный паровоз ФД 20-711.
30 декабря 1964 года первый пассажирский поезд со станции Воронеж-I был отправлен электровозом ВЛ-60 №1436 под управлением машиниста депо Отрожка Крестникова Ивана Федоровича, а 10 мая 1965 года отправился в путь первый электропоезд ЭР9П. В этом же году коллективу депо Отрожка одному из первых на Юго-Восточной железной дороге присвоили почетное звание "Предприятие коммунистического труда".
Из старых построек на станции среди путей сохранились два корпуса депо конца XIX века, подвергшиеся реконструкции в 1930-е годы, и две очень небольшие постройки XX века.
СИГНАЛЬНАЯ БУДКА расположена к востоку от главного железнодорожного пути, недалеко от пешеходного моста через него.
Маленькая, одноэтажная, с двухскатной крышей, на полуподвальном этаже, прямоугольная в плане постройка стоит перпендикулярно путям. Кирпичные стены оштукатурены. На западном торце входная дверь фланкирована окнами, на противоположном торце - три окна, в центре северного фасада одно. Скупой декор представлен венчающим карнизом и рельефным кольцом, обрамляющим слуховое окно.
ЖИЛОЙ ДОМ расположен параллельно путям, к югу от сигнальной будки.
Это также одноэтажная, но без полуподвального этажа, прямоугольная в плане постройка. Симметрию западного фасада задает расположенная в центре дверь с фланкирующими ее окнами, на восточном фасаде в равномерном ритме расположены пять окон со слабо выраженной лучковой перемычкой. В торцах с треугольными фронтонами - по одному окну, сдвинутому для удобства обзора пути к противоположным углам здания.
Сигнальная будка и одноэтажный дом не используются и разрушаются.
ДВА ЖИЛЫХ ДОМА у железной дороги, южнее станции Отрожка (улица Богдана Хмельницкого, № 13, 15), частично заслонены эстакадой идущего к северу моста. Построены в начале XX века для руководителей и инженерно-технического состава вагоноремонтных мастерских. Комплекс включал небольшой сад (сохранилось несколько старых деревьев по периметру участка). В 1920-е годы дом № 13 был занят клубом, в настоящее время в нем располагается учебное заведение.
Крупные двухэтажные в плане здания обращены к улице протяженными фасадами. Фасады имеют единый пропорциональный строй, отличаясь деталями. Симметричные композиции фасадов определяются тремя повышенными ризалитами, в завершениях которых аттики чередуются со щипцами, а во втором этаже расположены огромные арочные окна или ниши. Верхние части стен декорированы щелевидными нишками и зубчиками. Изломанный рисунок металлических кронштейнов, поддерживающих козырек входа, характерен для модерна.
Из старых построек на станции среди путей сохранились два корпуса депо конца XIX века, подвергшиеся реконструкции в 1930-е годы, и две очень небольшие постройки XX века.
СИГНАЛЬНАЯ БУДКА расположена к востоку от главного железнодорожного пути, недалеко от пешеходного моста через него.
Маленькая, одноэтажная, с двухскатной крышей, на полуподвальном этаже, прямоугольная в плане постройка стоит перпендикулярно путям. Кирпичные стены оштукатурены. На западном торце входная дверь фланкирована окнами, на противоположном торце - три окна, в центре северного фасада одно. Скупой декор представлен венчающим карнизом и рельефным кольцом, обрамляющим слуховое окно.
ЖИЛОЙ ДОМ расположен параллельно путям, к югу от сигнальной будки.
Это также одноэтажная, но без полуподвального этажа, прямоугольная в плане постройка. Симметрию западного фасада задает расположенная в центре дверь с фланкирующими ее окнами, на восточном фасаде в равномерном ритме расположены пять окон со слабо выраженной лучковой перемычкой. В торцах с треугольными фронтонами - по одному окну, сдвинутому для удобства обзора пути к противоположным углам здания.
Сигнальная будка и одноэтажный дом не используются и разрушаются.
ДВА ЖИЛЫХ ДОМА у железной дороги, южнее станции Отрожка (улица Богдана Хмельницкого, № 13, 15), частично заслонены эстакадой идущего к северу моста. Построены в начале XX века для руководителей и инженерно-технического состава вагоноремонтных мастерских. Комплекс включал небольшой сад (сохранилось несколько старых деревьев по периметру участка). В 1920-е годы дом № 13 был занят клубом, в настоящее время в нем располагается учебное заведение.
Крупные двухэтажные в плане здания обращены к улице протяженными фасадами. Фасады имеют единый пропорциональный строй, отличаясь деталями. Симметричные композиции фасадов определяются тремя повышенными ризалитами, в завершениях которых аттики чередуются со щипцами, а во втором этаже расположены огромные арочные окна или ниши. Верхние части стен декорированы щелевидными нишками и зубчиками. Изломанный рисунок металлических кронштейнов, поддерживающих козырек входа, характерен для модерна.
Сегодня моторвагонное депо Отрожка на Юго-Восточной железной дороге является базовым на сети РЖД по проведению текущего ремонта и технического обслуживания электропоездов серий ЭР-9 и ЭД-9 и рельсовых автобусов РА-1 и РА-2 для полигона 7 железных дорог.
Источник: bvf.ru