Главная » История » Железнодорожная форма » Железнодорожная форма России образца 1955 года
12 июня 1954 года был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об отмене персональных званий и знаков различия для работников гражданских министерств и ведомств». За ним почти через год, т.е. 3 сентября 1955 года последовало Постановление Совета Министров СССР за № 1624 «О форменной одежде и знаках различия для личного состава железнодорожного транспорта».
«Совет Министров Союза ССР постановляет:
1). Принять предложение Министерства путей сообщения об изменении формы одежды и введения новых знаков различия в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 6 июля 1954 года № 1390 для личного состава железнодорожного транспорта, непосредственно связанного с движением поездов, обслуживанием пассажиров и перевозкой грузов согласно Приложениям № 1 и 2.
2). Установить скидку со стоимости форменной одежды для лиц старшего и среднего начальствующего состава, должностные оклады которых не превышают 1100 рублей в месяц, размере 20% стоимости, а для лиц рядового и младшего начальствующего состава, получающих бесплатную спецодежду (кроме машинистов локомотивов) – в размере 40% стоимости и для не получающих бесплатной спецодежды – 50% стоимости.
3). Предоставлять рассрочку оплаты стоимости форменной одежды лицам младшего и рядового состава на срок носки, а остальным работникам – на 1 год.
4). Обязать Министра путей сообщения в двухнедельный срок утвердить табель должностей личного состава железнодорожного транспорта на получение форменного обмундирования и знаков различия, а так же установить порядок и сроки перехода на измененную форму порядок введения знаков различия.
5). Обязать Министерство промышленных товаров широкого потребления СССР обеспечить изготовление тканей для форменной одежды личного состава железнодорожного транспорта и поставку этих тканей Министерству путей Сообщения, начиная с октября 1955 года, а также разработать и по согласованию с Министерством путей сообщения утвердить технические условия на изготовление форменной одежды для личного состава железнодорожного транспорта.
6). Считать утратившим силу пункт 2 Постановления Совнаркома СССР от 4 сентября 1943 года № 951 и Постановление Совнаркома СССР от 4 ноября 1944 года № 1546.»
В Приложении № 1 к Постановлению Совета Министров СССР от 3 сентября 1955 года № 1624 давалось описание форменной одежды и знаков различия для личного состава железнодорожного транспорта, непосредственно связанного с движением поездов, обслуживанием пассажиров и перевозкой грузов:
I. Форменная одежда.
Форменная одежда личного состава железнодорожного транспорта состоит из следующих предметов:
• Китель – однобортный с отложным воротником, застегивающийся на один крючок и 5 металлических пуговиц с изображением технического знака на них, расположенных в один ряд, с двумя верхними прорезными карманами с клапанами.
• Тужурка – для высшего начальствующего состава аппарата Министерства – двубортная, без окантовки, с открытыми лацканами, прорезными поперечными карманами на полях и одним нагрудным карманом с шестью пуговицами по три в ряду. При тужурке носится сорочка белого или светло-серого цвета с черным шелковым галстуком. При выездах на линию высшему начальствующему составу аппарата Министерства путей сообщения разрешается ношение кителя.
Пуговицы кителя, тужурки, шинели и пальто высшего начальствующего состава позолоченные с изображением герба Советского Союза. Для высшего, старшего и среднего начальствующего состава китель изготовляется: зимой – из шерстяной ткани темно-синего цвета, летний – из шерстяной ткани светло-серого цвета, дополнительно белый китель – для высшего начальствующего состава из шелковой ткани, для старшего и среднего – из хлопчатобумажной, льняной или штапельной ткани.
Для младшего начальствующего и рядового состава: зимний – из сукна темно-синего цвета, летний – из хлопчатобумажной ткани темно-синего цвета.
• Брюки – навыпуск без окантовки и мажет – из той же ткани, что китель и тужурка.
• Шинель – двубортная из драпа или сукна темно-синего цвета с двумя рядами металлических пуговиц. Для высшего начальствующего состава окантовывается светло-зеленым сукном.
• Пальто летнее – для высшего начальствующего состава двубортное из светло-серой ткани.
• Плащ пальто – для старшего начальствующего состава из прорезиненной шерстяной ткани, для среднего начальствующего состава из прорезиненной хлопчатобумажной ткани темно-синего цвета.
• Фуражка – из ткани соответствующей ткани кителя с черным околышем бархатным – для высшего, старшего и среднего начальствующего состава и суконным – для остальных. Фуражки окантовываются сукном соответственно службе. На околыше фуражки прикрепляется технический знак. Над козырьком фуражки лиц высшего начальствующего состава прикрепляется вышитый позолоченный технический знак в венке и позолоченный филигран, козырек обрамляется вышитыми дубовыми листьями. Для старшего начальствующего состава над козырьком прикрепляется серебряный филигран, а фуражка остальных работников – с лакированным ремешком. На фуражке машиниста на верхнем крае околыша ниже канта нашивается белый шелковый галун. На фуражке главного кондуктора взамен лакированного ремешка прикрепляется плетеный шнур красного цвета. Шапка – ушанка – для старшего, среднего, младшего начальствующего состава и рядового состава из черного каракуля и цигейки. Спереди в центре шапки-ушанки прикрепляется технический знак.
Папаха – из черного каракуля для высшего начальствующего состава со светло-зеленым суконным верхом, на котором расположен крестообразный галун, вышитый золотом. Спереди в центре папахи прикрепляется технический знак.
II. Форменная одежда для женщин.
• Платье с отложным воротником, застегивающееся на один крючок и 4 металлические пуговицы, с двумя нагрудными прорезными карманами и поясом.
Платье изготовляется: для высшего, старшего, среднего, младшего начальствующего состава и рядового состава зимнее – из шерстяной ткани темно-синего цвета, летнее для лиц высшего, старшего начальствующего состава – из шерстяной ткани светло-серого цвета, для среднего, младшего начальствующего и рядового состава – из белой хлопчатобумажной, льняной или штапельной тканей.
• Юбка шестишовная с двумя боковыми карманами.
• Шинель и плащ – установленного образца.
• Головной убор летний – берет по цвету платья, зимний – шапка – ушанка.
III. Знаки различия.
1). Знаки различия устанавливаются по должностному признаку.
Знаками различия служат петлицы на воротниках шинели, летнего пальто, плаща, тужурки, кителя и платья.
Петлицы представляют собой прямоугольник со скошенными концами длиной 10 см и шириной 3,3 см вместе с кантом.
2). Петлицы изготовляются для высшего, старшего и среднего начальствующего состава из черного бархата, а для остальных работников – из черного сукна.
Края петлиц окантовываются (ширина канта 3 мм):
для высшего начальствующего состава позолоченным шнуром;
для остальных работников по службам:
- движения, пассажирской, коммерческой, грузовой работы и связи – малиновым сукном;
- локомотивного и вагонного хозяйства – синим сукном;
- пути и гражданских сооружений – зеленым сукном.
3). На поле петлиц:
а). Министра путей сообщения (№ 1) – вышитые золотом технический знак в лаврово-дубовом венке и герб Советского Союза размером 25 мм;
б). Первых заместителей Министра путей сообщения (№ 2) – вышитые золотом технический знак в лаврово-дубовом венке и ниже его звезда на фоне лучеобразно расходящихся линий размером 25 мм;
в). Заместителей Министра (№ 3) – вышитые золотом технический знак и 4 звезды размером 20 мм каждая;
г). Членов коллегии МПС (№ 4) – вышитые золотом технический знак и 3 звезды размером 20 мм каждая;
д). Остального высшего начальствующего состава железнодорожного транспорта (№ 4-6) – вышитые золотом технический знак и звезда от 1 до 3 размером 20 мм каждая;
е). Старшего начальствующего состава (№ 7-9) – два продольных посеребренных витых шнура шириной 3 мм каждый, технический знак и белые металлические звездочки от 1 до 3 размером 15 мм каждая;
ж). Среднего начальствующего состава (№ 10-12) – один посеребренный витой шнур шириной 3 мм, технический знак и белые металлические звездочки от 1 до 3 размером 12 мм каждая.
4). На поле петлиц младшего начальствующего и рядового состава (№ 13-17) нашиваются продольные полосы или угольники, на петлицах машинистов локомотивов под техническим знаком помещается металлическая эмблема-паровоз (№ 15 - машинист первого класса, № 16 - машинист второго класса, № 17 - машинист третьего класса).
5). На петлицах работников железнодорожного транспорта, которым не положены знаки различия, прикрепляется только технический знак (№ 18).
Примечания редакции:
1. Размер металлического технического знака 15 мм (20 мм по диагонали).
2. Кроме эмблемы-паровоз встречалась эмблема-электровоз. Эмблемы встречались как белого, так и жёлтого металла (возможно старые погонные). Знаки носились также помощниками машинистов и кочегарами.
Постановление Совета Министров СССР было подтверждено Приказом Министра путей сообщения № 84Ц от 9 сентября 1955 года «О форменной одежде и знаках различия для личного состава железнодорожного транспорта», где Постановление Совета Министров СССР от 3 сентября 1955 года принималось к руководству и исполнению, а также приводились черно-белые рисунки новой форменной одежды и знаков различия. Перевод на новую форму одежды и знаки различия должен был быть закончен в первом полугодии 1956 года, для чего Заместителю Министра Гундобину в 5-дневный срок поручалось представить на утверждение табель должностей личного состава железнодорожного транспорта. Табель был утвержден Приказом Министра путей сообщения СССР № 91Ц от 28 сентября 1955 года. Он представлял собой перечень должностей работников железнодорожного транспорта, «непосредственно связанных с движением поездов, обслуживанием пассажиров и перевозкой грузов». В перечень были включены должности по службам, входившим в состав управления и отделения, железных дорог.
В примечаниях указывалось:
1). Высшему, старшему и среднему начальствующему составу разрешается ношение сапог и брюк – бридж.
2). Высшему, старшему и среднему начальствующему составу дорог Кавказа, Средней Азии и Юга разрешается ношение с белыми кителями – белых брюк.
3). Для головных уборов, обуви, петлиц и знаков различия сроки носки не устанавливаются, так как они приобретаются работниками за наличный расчет в торговой сети.