Главная » История » Железнодорожная форма » Железнодорожная форма России образца 1979 года
Новая форма была введена Приказом МПС № 32Ц от 30.07.1979 года [Скачать], подписанным Министром путей сообщения СССР И.Г. Павловским, с целью улучшения внешнего вида сотрудников МПС, а также укрепления внутренней дисциплины и субординации. Общий вид униформы для старшего, среднего, младшего и рядового составов - костюм (с однобортным пиджаком, но на четырёх пуговицах у мужчин), пальто, головные уборы - практически не изменился, как не изменились и расцветки - зелёный цвет кантов, чёрный и светло-серый (серый, а также темно-серый цвета также широко использовались, как показывают кино-и фото-документы (светло-серые петлицы нередко диссонировали с темно-серым пиджаком-кителем)) базовые цвета для зимней и летней формы. Петлицы на воротниках пиджаков также сохранили поле в цвет пиджака, с золотистыми техническими знаками и окантовкой. Был утвержден перечень основных должностей, ношение формы для которых являлось обязательным, связанных непосредственно с перевозкой пассажиров и грузов, а также непосредственно с работой на трассах и магистралях.
Высший начсостав МПС СССР вернул себе двубортные пиджаки с золотыми гербовыми (по три на борт с застежкой на две передние) пуговицами - черные и серые.
Для среднего и старшего начсостава цвет серых летних костюмов часто варьировался от светлого до темно-серого (в этом случае серые петлицы выглядели светлее тона пиджака); точно также варьировалась и расцветка серых сорочек (рубашек) для зимней формы, поскольку часто использовались форменные рубашки милиции и т.д. для экономии средств. Среди сотрудников метрополитена г. Москвы нередким было использование пиджаков, подходящих по размеру и комплекции даже старших классов школьной формы, пусть и отличных по цвету, но более экономичных. Следует помнить, что часть предметов формы не выдавалась, а приобреталась за свой счет.
Некоторым работникам железнодорожного транспорта предоставлась скидка со стоимости форменной одежды: лицам старшего и среднего начальствующего состава, должностные оклады которых не превышали 110 руб. в месяц, - в размере 20% стоимости, лицам рядового и младшего начальствующего состава, получающим бесплатную спецодежду, - в размере 40% стоимости, не получающим бесплатной спецодежды - 50% стоимости. Лицам младшего начальствующего и рядового состава предоставляелась рассрочка оплаты стоимости форменной одежды на срок носки, остальным работникам - на один год.
Запрещалось смешивать летнюю форменную одежду с зимней или с другой неформенной одеждой, изменять цвет, фасон и покрой форменной одежды, а также носить неустановленные головные уборы и знаки различия. Однако сохранилась практика (как показывают кино- и фотодокументы) донашивания старых предметов обмундирования с новыми знаками различия, а также многочисленные отступления от установленной формы - ношение пиджаков без галстуков или вообще с гражданскими сорочками, тельняшками, джемперами и свитерами, использование фуражек с вынутой пружиной, с филигранью вместо лакированного ремешка для младшего начсостава или вообще со снятыми ремешками - такие отступления в повседневной форме часто позволяли себе работники локомотивных бригад, вагонной службы, пути или диспетчеры на отдаленных станциях, а также проводники пассажирских поездов регионального сообщения. Весьма свободным было для рядового и младшего начсостава ношение кокард и эмблем, а также петлиц. Железнодорожники часто донашивали старые (формально отмененные) нарукавные знаки. Встречались случаи перешивания кителей и брюк в соответствии с модой - расклешением штанин или заужением пиджаков в рукавах и талии, ношение форменных пиджаков с гражданскими брюками и юбками - особенно среди молодых сотрудников, а также учащимися железнодорожных училищ и вузов. Указанная практика оказалась очень живуча, несмотря на то, что Правилами запрещалось смешивание при ношении форменных и неформенных предметов.
Частично изменилась конструкция железнодорожной эмблемы на тулье, а также кокарда МПС с эмблемой (более угловатые формы листьев орнамента) на околыше фуражек и беретах.
Существенно изменились нарукавные знаки должностных категорий на пиджаках. Новые знаки, как и старые, носились на обоих рукавах (кроме младшего начальствующего и рядового состава), однако внешне были более нарядными и акцентирующими внимание на статусе и должностном положении носителя. Знаки традиционно делились по категориям: высший, старший, средний, младший и рядовой состав.
Знаки различия высшего начальствующего состава представляли собой прямоугольный галун золотистого цвета с зигзагообразным рисунком, повторяющим шитье генеральских погон, окантованный по длинным (верхней и нижней) сторонам зелёным кантом. На галуне располагались вышитые серебряной канителью звезды (в соответствии должностным положением - от одной до четырёх). Выше галуна нашивалась шестиугольная суконная нашивка цветом в тон пиджака с золоченым кручёным галуном по краю и золоченой же шитой технической эмблемой.
Знаки различия старшего и среднего начальствующего состава изготовлялись из простого золотого тканого галуна (позднее все чаще - из полимерных материалов с имитацией галуна жёлтого цвета) прямоугольной формы с кантами зелёного цвета по длинной стороне и зелеными же просветами (два (вдоль длинных сторон галуна) - у старшего, один (по центру) - у среднего начсостава). На галунных прямоугольниках крепились серебристые большие звезды (как у старшего комсостава Вооружённых Сил СССР до 1969 года) - в соответствии должностным положением - от одной до четырёх. Выше располагалась шестиугольная суконная нашивка цветом в тон пиджака с зелёным полимерным галуном по краю и золоченой металлической технической эмблемой. Знаки различия старшего, среднего, как и высшего начсостава носились на 10-15 см выше краев рукавов пиджака.
Знаки различия младшего начальствующего и рядового состава носились только на правом рукаве в районе локтевого сгиба и представляли собой пятиугольник с закруглённой верней частью из сукна основного цвета (пиджака, плаща, пальто) с полимерной окантовкой зелёного цвета. В центральной части поля пятиугольника расположен технический знак в венке из лавровых листьев и эмблема железнодорожного транспорта, наложенная в верхнюю часть венка. В нижней части венка - изображение ленты с надписью «МПС» или «Метро». Технический знак, венок, эмблема и лента с надписью выполнялись жёлтым цветом из полимеров ПВХ. Для младшего начсостава в нижней части знака располагался угол зелёного цвета, отсутствующий у рядового состава.
Особые знаки различия полагались Министру путей сообщения, его Первому заместителю и заместителям. Знак Министра представлял собой золотистый шитый галун генеральского образца прямоугольной формы с кантами по длинным сторонам и вышитой по центру большой золотой звездой с расходящимися лучами. Над галуном располагался вышитый цветным шелком Герб СССР в обрамлении шитья в виде венка из дубовых листьев. Знак Первого заместителя Министра отличался серебряным цветом звезды с лучами на галуне и техническим знаком золотого шитья вместо герба; заместители министра на галуне носили простую вышитую серебряную звезду без лучей и упрощенное шитье вокруг технического знака.
Для высшего начсостава предусматривался двубортный пиджак к зимней и летней форме вместо однобортного, на трёх гербовых пуговицах, обшлаг - на двух малых гербовых пуговицах; с прорезным нагрудным карманом слева, с прорезными боковыми карманами с клапанами.
Дополнительно категория служащего указывалась на петлицах, располагавшихся на воротнике кителя, специальными металлическими золотистыми лычками (две - старший начсостав, одна - средний начсостав, без лычек - младший начсостав) - как и в 1973 году. Лычки крепились под металлическим техническим знаком. Встречались (у старшего начсостава) петлицы целиком вышитые шелком и канителью (техзнак, кант, лычки). Высший начсостав вместо петлиц на воротниках пиджаков носил специальное шитье золотой канители, имитирующее лавровый лист; высшему руководству МПС на воротник кителя полагалось золоченое шитье в виде 4-х дубовых листьев. Всему высшему начсоставу на воротник пиджака полагался зелёный кант.
Для ношения без пиджака в жаркое время на рубашку были установлены погоны, почти не изменившиеся с 1973 года. Должностная категория определялась звездочками и угольниками внизу погона. В приказе цвет звездочек определялся как золотистый, также сохранившись с 1973 года. Высший начсостав с этим проблем не имел - на его погонах звезды вышивались вместе с галуном. Относительно же старшего и среднего начсостава кино- фотодокументы, а также живые свидетели указывают, что очень часто на их погоны крепились белые звездочки, аналогичные нарукавным. В этом нет ничего удивительного. Во-первых, Правила ношения формы в гражданских организациях всегда соблюдаются с меньшей строгостью, особенно «далеко от начальства» - в депо, на локомотивах и т.д. Во-вторых, данный факт мог быть связан с элементарным дефицитом золотистых звёзд в магазинах МПС при отсутствии ларьков Военторга.
Для сотрудников-женщин был оставлен берет существующего образца, чёрного или светло-серого цвета, с кокардой МПС с эмблемой золотистого цвета или железнодорожной эмблемой, юбка а также китель, застегивающийся на левую сторону на три пуговицы (пуговицы - с изображением техзнака). С 1 января 1980 года, Приказом МПС № 2446 от 30.10.1979 года [Скачать], разрешался пошив и выдача в качестве форменной одежды женских брючных костюмов работницам железнодорожного транспорта, имеющим право ношения форменной одежды в соответствии с Приказом МПС № 32Ц от 30.07.1979 года.
Все нововведения были автоматически распространены и на работников метрополитенов в городах СССР, однако с небольшими поправками: так зимнее пальто полагалась только работникам открытых участков и т.д.