Главная » История » Железнодорожная форма » Железнодорожная форма России образца 1879 года
Впервые предложение о введении специальной формы для железнодорожников было внесено на рассмотрение императора России Александра II Министром путей сообщения Генерал-Адьютантом К.Н. Посьетом в 1878 году.
21 декабря 1878 года увидело свет Высочайше утвержденное (под номером 59145) описание форменной одежды служащих на Российских (кроме Финляндских) железных дорогах с рисунками.
31 января 1879 года приказом Министерства путей сообщения в России вводится специальная форма для служащих железных дорог.
В приказе указывалось, что ношение формы должно быть обязательным "во время отправления служебных обязанностей".
Форма предусматривала следующие предметы:
• Двубортный мундир длиною до колен;
• Фуражку;
• Шаровары из сукна по цвету мундира;
• Пальто двубортное черного цвета;
• Ремень с пряжкой;
• Сапоги.
Для различия железнодорожных служб, которых было четыре, были введены различные цвета кантов на головном уборе, обшлагах, воротниках, наплечных знаков, а именно:
• для службы пути и зданий - зеленый цвет;
• для службы тяги и подвижного состава - синий цвет;
• для службы движения - малиновый цвет;
• для службы телеграфной - желтый цвет.
Кроме того, для различных профессий, вводились бляхи на фуражку (например, ДОРОЖНЫЙ МАСТЕР), нагрудные знаки, нарукавные знаки из металла.
Для различия специалистов разных классов на фуражке имелись полоски-галуны:
• для 1-го класса - 3 галуна;
• для 2-го класса - 2 галуна;
• для 3-го класса - 1 галун.
Кокарда на головном уборе, пряжка ремня, нагрудные и нарукавные знаки работников имели начальные буквы той дороги, на которой они работали. Например, для Сибирской ж.д. это были буквы СЖД, для Северо-Западной - СЗЖД, для Китайско-Восточной - КВЖД и т.д.
Мундиры отличались по цвету для различных служб. Для службы пути и зданий они шились из темно-зеленого сукна, а для службы движения - из черного. Пуговицы на мундирах пришивались в два ряда по 6 штук и были либо гладкие, либо с начальными буквами названия дороги, как на знаках и пряжках.
Начальники станций имели еще одно отличие: фуражку красно-оранжевого цвета.
Наплечные знаки поперечные, посреди плеча, из чередующихся серебряного и светло-зеленого гарусных жгутов, нашитых на светло-зеленом суконном погончике (цвет определялся видом службы).
Служащие Министерства путей сообщения в дореволюционной России подразделялись на 4 разряда:
• Инженеры путей сообщения;
• Чиновники центральных учреждений;
• Чиновники местных учреждений;
• Железнодорожные служащие.
К разряду служащих относился обслуживающий персонал станций и депо.
Приказ от 31 января 1879 года не затронул инженеров и чиновников ведомства Министерства путей сообщения и они продолжали носить предписанные им ранее мундиры военного покроя.
16 февраля 1885 года Высочайшим повелением (под номером 2751) отменяется ношение плечевых знаков (погон и жгутов) гражданскими чинами нескольких министерств, носящими форменную одежду военного покроя, в том числе и Министерства путей сообщения. Взамен плечевых знаков предписывалось носить на воротниках мундиров, сюртуков, шинелей, пальто или плащей особые по различию чинов знаки, которые были Высочайше утверждены ещё 28 июня 1869 года.
4 декабря 1885 года Высочайшим повелением императора Александра III (под номером 3362) «О форме обмундирования чинов гражданских ведомств, коим полагается мундир военного покроя» подробно описывается обмундирование инженеров и чиновников Министерства путей сообщения которое им отныне предстояло носить [Скачать].
Галунные петлицы инженеров Министерства путей сообщения (1885-1903 гг.) с примером ношения
12 июня 1885 года утверждаются (под номером 5055) «Положение о Совете по железнодорожным делам» и «Общий Устав российских железных дорог» [Скачать].
24 августа 1904 года указом под номером 25072 утверждаются последние изменения в форменном обмундировании гражданских чинов Министерства путей сообщения в дореволюционной России. Согласно им чиновники и инженеры имели 7 установочных форм обмундирования: парадную, праздничную, обыкновенную, особую, будничную, летнюю и дорожную.