Приветствуем Вас Гость | RSS На главную На главную На главную
Мобильная версия

НЕОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Локомотивного депо Воронеж-Курский Юго-Восточной железной дороги
 

Главная » История » История станций » Станция Воронеж-1 (часть 1)


 
Станция Воронеж-1 (часть 1)
 
Станция занимает территорию от переезда через железнодорожную выемку в начале проспекта Революции до виадука в конце улицы Плехановской, по которому граничит со станцией Воронеж-II (Курский).

Станция Воронеж (ныне - Воронеж-I) была сооружена в 1867-1868 годах как конечный пункт Козлово-Воронежской линии железной дороги. Для ее размещения городом был выделен узкий пустырь между территорией Воронежского Михайловского кадетского корпуса и усадьбой Бринкманов «Елизавет-Красовкой». Неудобный для развития станции участок явился следствием конфликта между городом и строителями дороги, возникшем из-за того, что запланированное продолжение дороги на юг по левому берегу превращало станцию в тупиковую.

6 мая 1867 года на торжественном обеде, в честь закладки станционного здания в городе Воронеж, присутствовали: Воронежский губернатор князь В.А. Трубецкой, начальник по изысканиям Воронежско-Ростовской линии генерал-майор Г.М. Толстой, многие чиновники, избранное местное купечество, а так же подрядчики и инженеры.

Станционные сооружения в Воронеже возводились «строителем дороги» С.С. Поляковым [Историческая справка] . При приближении к станции рельсовые пути проложили в глубокой искусственной выемке, вдоль берега реки Воронеж, для прокладки путей сделали значительную насыпь. 20 декабря 1867 года в Воронеж прибыл первый "пробный поезд". В этот день тысячи воронежцев пришли к линии железной дороги, чтобы своими глазами увидеть одно из замечательных достижений XIX века. Следует отметить, что прибытие первого поезда в Воронеж по новому стилю приходится на 1 января следующего, 1868 года (разница между юлианским и григорианским календарями составляла тогда 12 дней). 30 января 1868 года в Воронеже состоялось торжественное открытие железнодорожной станции и дороги, на которое прибыли гости из Москвы и Петербурга, а через два дня - 1 февраля 1868 года из Воронежа в Москву отправился первый пассажирский поезд. На станции действовал телеграф. Главными сооружениями станции были: вокзал и корпуса железнодорожных мастерских. В начале 1870-х годов были спланированы привокзальная площадь и подъезд к вокзалу.


Воронеж. Вокзал Ю.В.ж.д. Выход на перрон (1867 - 1868 год)

Воронеж. Вокзал Ю.В.ж.д. Выход на перрон (1867 - 1868 год)


Воронеж. Вокзал Ю.В.ж.д. (1867 - 1868 год)

Воронеж. Вокзал Ю.В.ж.д. (1867 - 1868 год)

После сооружения железной дороги Воронеж-Ростов (1871 год), в связи с образованием в 1873 году единой Козлово-Воронежско-Ростовской линии, на станции Воронеж было размещено ее управление. В 1890-е годы станция расширилась на запад, к Задонскому шоссе. В 1891 году в железнодорожных мастерских построили электростанцию. Мастерские и вокзал были первыми сооружениями в городе, получившими электрическое освещение. В 1893 году в связи с разделением управления развитой сетью линий, принадлежавших акционерному обществу Юго-Восточных железных дорог, на два отделения, на станции Воронеж было оставлено только одно южное отделение. Сооружение в 1894 году товарной станции Воронеж-Курский (ныне - Воронеж-II) увеличило не только грузооборот, но и пассажиропотоки станции Воронеж-I, поскольку пассажирские поезда обеих линий отправлялись только со станции Воронеж-I. В 1895 году старый вокзал был заменен более вместительным. Здесь существовали залы для пассажиров первого и второго классов с буфетом, книжной лавкой («книжным шкафом»), в боковых крыльях находились помещения для пассажиров третьего и четвертого классов (открытые в сторону платформы), работало почтовое отделение.


Фото воронежского вокзала из путеводителя начала 1900-х годов

Фото воронежского вокзала из путеводителя начала 1900-х годов


Воронеж. Вокзал Ю.В.ж.д. Открытка «Привет из Воронежа»

Воронеж. Вокзал Ю.В.ж.д. Открытка «Привет из Воронежа»


Открытка. Воронеж. Вокзал Ю.В.ж.д.

Открытка. Воронеж. Вокзал Ю.В.ж.д.


Фото воронежского вокзала 1900-х годов

Фото воронежского вокзала 1900-х годов


Фото воронежского вокзала (1917 год)

Фото воронежского вокзала (1917 год)


Митинг у воронежского вокзала

Митинг у воронежского вокзала


Фото воронежского вокзала 1920-х годов. Биржа извозчиков

Фото воронежского вокзала 1920-х годов. Биржа извозчиков


Фото воронежского вокзала 1920-х годов

Фото воронежского вокзала 1920-х годов


Фото воронежского вокзала конца 1920-х годов

Фото воронежского вокзала конца 1920-х годов


Фото довоенного воронежского вокзала с высоты 1930-е годы

Фото довоенного воронежского вокзала с высоты 1930-е годы

К началу XX века обширная территория станции с многочисленными рельсовыми путями была занята железнодорожными мастерскими и складами. В середине привокзальной площади, в небольшом сквере, располагалась часовня (1880 год, архитектурный стиль: эклектика, архитектор Александр Михайлович Баранов), поставленная служащими железнодорожной станции в память об избавлении от гибели императора Александра II при покушении на него.


Часовня у воронежского вокзала памяти императора Алекандра II

Часовня у воронежского вокзала памяти императора Алекандра II

В 1879 году привокзальную площадь с двух сторон ограничивали ряды служебных и жилых (для ведущих специалистов станции) зданий. За постройками с востока проходили пути конно-железной дороги, с запада - проезд на товарную часть станции. Принадлежавшие станции постройки распространялись и за ее пределы. Так, на улице Грузовой (Студенческой) размещались двухэтажное здание центрального счетоводства, техническое железнодорожное трехклассное училище, медицинская служба (приемный покой и аптека), а также юрисконсульство Управления.


Конка у воронежского вокзала (1914 год)

Конка у воронежского вокзала (1914 год)

В 1920-е годы территория станции несколько расширилась в сторону Задонского шоссе и приобрела современные границы. Тогда же была снесена часовня. Появившиеся в 1930-е годы к северу от железнодорожной линии кварталы промышленной и жилой застройки превратили станцию Воронеж из окраинной во внутригородскую, и ее дальнейшее территориальное развитие прекратилось.

В годы Великой Отечественной войны станция Воронеж оказалась на оккупированной территории.


Фото воронежского вокзала. Немецкий снимок (лето 1942 год). Исходное фото черно-белое, автор цветного изображения Александр Березянский

Фото воронежского вокзала. Немецкий снимок (лето 1942 год)
Исходное фото черно-белое, автор цветного изображения А. Березянский


Фото воронежского вокзала. Немецкий снимок (лето 1942 год)

Фото воронежского вокзала. Немецкий снимок (лето 1942 год)


Фото воронежского вокзала. Немецкий снимок (лето 1942 год). Автор цветного изображения Александр Березянский

Фото воронежского вокзала. Немецкий снимок (лето 1942 год)
Автор цветного изображения А. Березянский

В боях, развернувшихся в северной части правобережья, постройки станции подверглись интенсивному разрушению. В 1943 году при отступлении немецкие войска взорвали здание вокзала.


Фото взорванного немецкими войсками воронежского вокзала (1943 год)

Фото взорванного немецкими войсками воронежского вокзала (1943 год)


Фото взорванного немецкими войсками воронежского вокзала (1943 год)

Фото взорванного немецкими войсками воронежского вокзала (1943 год)


Фото взорванного немецкими войсками воронежского вокзала

Фото взорванного немецкими войсками воронежского вокзала


Фото взорванного немецкими войсками воронежского вокзала

Фото взорванного немецкими войсками воронежского вокзала

В послевоенные годы пристанционная территория была существенно перепланирована. Расширенная к югу привокзальная площадь получила овальное очертание. Новый вокзал построили в 1954 году по проекту московского архитектора В.Ф. Скаржинского под руководством действительного члена Академии архитектуры СССР К.С. Алабяна.


Проект здания воронежского вокзала (1952 год)

Проект здания воронежского вокзала (1952 год)


Газета «Коммуна» (1954 год)

Газета «Коммуна» (1954 год)

Длина фасада составляла 100 м, а в стены было уложено почти 14 миллионов кирпичей. В новом вокзале внутри были матовые вишневого цвета стены, пилястры были отделаны светлым мрамором, своды - лепниной, а также была остеклённая арка в сторону платформ и полуциркульный витраж на площадь. Историк Н.В. Троицкий писал: "Зайдем сначала в здание вокзала. Просторен и высок его центральный зал, напоминающий своей внутренней отделкой некоторые наземные вестибюли московского метро. Облицованные светлым мрамором пилястры зала четко выделяются на темно-вишневом, матовом фоне стен. Они поддерживают лепной свод, под которым как бы парят многоярусные люстры. Остекленная арка в сторону платформ и полуциркульный витраж на площадь придают центральному залу еще большую выразительность и парадность. Более скромно, но не менее добротно отделаны залы ожидания, зал ресторана, кассовый зал".


Внутренний интерьер воронежского вокзала (2017 год)

Внутренний интерьер воронежского вокзала (2017 год)


Здание воронежского вокзала

Здание воронежского вокзала

Над пилястрами центрального и боковых ризалитов, выше карниза, со стороны площади установлены скульптуры представителей рабочего класса (скульптор В.Ф. Буримов) - колхозница, учитель, рабочий, лётчик и другие, усиливающие ритм вертикалей, являющимися композиционной основой образа вокзала. Изначально они были сделаны из бетона, но, когда фигуры обветшали, в 1996 году их заменили копиями из листовой меди (скульпторы Э.Н. Пак и И.П. Дикунов). В некоторых источниках утверждается, что скульптуры были сделаны из мрамора и их просто покрыли листовой медью.


Скульптура на здании воронежского вокзала (левое крыло) №1   Скульптура на здании воронежского вокзала (левое крыло) №2   Скульптура на здании воронежского вокзала (левое крыло) №3

Скульптура на здании воронежского вокзала (левое крыло) №4   Скульптура на здании воронежского вокзала (левое крыло) №5   Скульптура на здании воронежского вокзала (левое крыло) №6

Скульптуры на здании воронежского вокзала (над центральным входом)

Скульптура на здании воронежского вокзала (правое крыло) №7   Скульптура на здании воронежского вокзала (правое крыло) №8   Скульптура на здании воронежского вокзала (правое крыло) №9

Скульптура на здании воронежского вокзала (правое крыло) №10   Скульптура на здании воронежского вокзала (правое крыло) №11   Скульптура на здании воронежского вокзала (правое крыло) №12

Скульптуры на здании воронежского вокзала (2011 год)

Интересно, что в здании вокзала раньше располагались ещё две скульптуры: в правом крыле «Дзержинский с беспризорником» и в левом крыле «Ленин с солдатом», которых сейчас нет. Нет и другой скульптуры, которая находилась в здании вокзала, скульптора В.Ф. Буримова.


Скульптура В.Ф. Буримова внутри воронежского вокзала (1960-е годы)

Скульптура В.Ф. Буримова внутри вокзала (1960-е годы)

В 1999 году, на фасаде здания вокзала Воронеж-I, обращенного к жд платформам, была установлена памятная доска в честь столетия со дня рождения великого воронежского писателя Андрея Платонова (1899 – 1951 год).


Памятная доска на здании воронежского вокзала в честь столетия со дня рождения Андрея Платонова (2015 год)

Памятная доска на здании воронежского вокзала (2015 год)

Рядом с вокзалом, на территории нынешней парковки, стоял памятник В.И. Ленину. В 70-х годах его убрали.


Воронеж. Памятник В.И. Ленину на привокзальной площади

Памятник В.И. Ленину на привокзальной площади


Воронеж. Привокзальная площадь (1965 год)

Воронеж. Привокзальная площадь (1965 год)


Здание воронежского вокзала (1973 год). Памятник Ленину еще стоит

Здание воронежского вокзала (1973 год). Памятник Ленину еще стоит


Здание воронежского вокзала (1975 год). Памятник Ленину уже убрали

Здание воронежского вокзала (1975 год). Памятник Ленину уже убрали

По оси вокзала была проложена улица Мира, связавшая привокзальную площадь с центральными кварталами. Перпендикулярно ей расширившуюся площадь пересекла Кольцовская улица.


Воронеж. Привокзальная площадь

Воронеж. Привокзальная площадь

Интересна история привокзальной площади. Конец 60-х - начало 70-х годов XIX века - появление площади, в 1883 году на площади была освящена часовня в память об императоре Александре II. В 1936 году в центре площади спроектировали газон и фонтаны. Газон разделил площадное пространство на две дороги - въездную и выездную, а мостовые заасфальтировали. До 1938 года площадь именовалась Вокзальной или Привокзальной. В 1938 она была переименована в площадь им. 20-летия ВЛКСМ, в 1949 году получила имя дважды героя Советского Союза генерала армии Ивана Даниловича Черняховского, руководившего боями за освобождение Воронежа. В том же году городской совет принял решение об установке монумента генералу. Воронежский скульптор В.Ф. Буримов, которому поручили работу над памятником, выполнил памятник в гипсе, но о установке памятника забыли, в 1957 году площадь снова переименована в Привокзальную. В 1965 году Горисполком в очередной раз переименовал площадь, и она стала носить имя дважды героя Советского Союза генерала армии Ивана Даниловича Черняховского.


Памятная доска на здании воронежского вокзала (2015 год)

Памятная доска на здании вокзала (2015 год)


Оформление площади завершилось в 1990-е годы, когда здесь был установлен и открыт (9 мая 1993 года) памятник И.Д. Черняховскому и совсем не тот, что сваял В.Ф. Буримов. В центре площади был установлен монумент, изначально находившийся на центральной площади Вильнюса, откуда был вывезен в начале 1990-х годов в связи с нависшей над ним угрозой уничтожения. Скульптор этого памятника Н.В. Томский (1900-1984 год) - российский скульптор, автор многих известных памятников, президент Академии Художеств СССР [Историческая справка] .


Воронеж. Памятник И.Д. Черняховскому на привокзальной площади (2015 год)

Памятник И.Д. Черняховскому (2015 год)

Со стороны улицы Мира площадь имеет полукруглую форму и окаймляется жилыми пятиэтажками. Эти здания одними из первых были возведены в разрушенном городе пленными немецкими солдатами, вскоре после окончания Великой Отечественной войны.


Воронежский вокзал и привокзальная площадь

Воронежский вокзал и привокзальная площадь

Кстати, многие не знают, что новый вокзал построен не на месте старого, а ближе к Кольцовской. Старый, взорванный немецкими войсками в 1943 году, находился примерно в районе второй (крытой) платформы, ближе к пешеходному мосту.


Место старого вокзала

Красной точкой отмечено место старого вокзала

К настоящему времени из старых станционных построек сохранились:
к югу от железной дороги - водонапорная башня, несколько пакгаузов и административное здание Управления Юго-Восточной железной дороги;
к северу от путей - паровозный сарай (напротив вокзала), заглубленные в землю склады (напротив административного здания), вторая водонапорная башня (улица Свердлова, 5), идентичная по конструкции первой, и комплекс сооружений железнодорожных мастерских.
С художественной точки зрения выделяется административное здание.

Источники: downtown.rubvf.ru
 
 
 
Локомотивное депо Воронеж-Курский     
Разрешается некоммерческое использование материалов и фотографий сайта только при наличии активной ссылки: http://vrn-6.ucoz.ru
Получение разрешения у администрации сайта на коммерческое использование материалов и фотографий – обязательно.
Copyright MyCorp © 2013 - 2018 гг.

Форма входа




E-mail:  
Пароль:
Запомнить:
Добро пожаловать Гость!

Гость
Группа: Гости
Ваш IP адрес: 54.163.42.154
Браузер:


Зарегистрируйтесь
или
войдите под своим логином

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Посетители сегодня
Полезные ссылки

  • ОАО "РЖД"
  • ЮВЖД
  • РЖД ТВ
  • Первое ЖД радио
  • Газета "Гудок"
  • ВДТШМЛ
  • Соцсеть РЖД
  • СДО
  • СДО (new)
  • Прогноз погоды

    Время и календарь


    «  Декабрь 2018  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
         12
    3456789
    10111213141516
    17181920212223
    24252627282930
    31
    Архив записей

    Друзья сайта


    BASE-ROAD - территория железнодорожного транспорта



    Ваша кнопка на нашем сайте
    или
    Ссылка на Ваш сайт


    По вопросам размещения ссылок обращаться к Администратору сайта через ЛС или
    Форму обратной связи