Главная » История » Железнодорожные музеи » Музей истории Юго-Восточной ж.д.
Музей истории Юго-Восточной ж.д.
Музей истории Юго-Восточной железной дороги открыт в 1966 году в преддверии 100-летнего юбилея дороги.
В 2004 году музею была выделена дополнительная площадь, проведен капитальный ремонт, реконструкция помещения, и построена новая полнопрофильная экспозиция. Новая экспозиция музея была открыта в канун празднования 60-летия Победы в Великой Отечественной войне.
Дорожный музей в Центрально-Черноземном регионе, пожалуй, единственный историко-технический музей, в котором представлена в целом история становления и развития железной дороги, как одной из составляющих сети железнодорожного транспорта России.
На площади около 200 кв. метров в современном архитектурно-дизайнерском оформлении развернута полнопрофильная экспозиция, рассказывающая об истории строительства и эксплуатационной деятельности дороги.
На обозрение посетителям выставлено более 450 музейных предметов, отображающих различные этапы истории ЮВЖД в фотографиях, документах, макетах и моделях железнодорожной техники. Историко-технический профиль музея позволяет показать инструменты, чертежи, отдельные детали техники, применяемой на железнодорожном транспорте, архитектурe железнодорожных вокзалов в историческом развитии.
Наряду с систематическим отображением истории дороги за почти 140-летний период, в музее нашли свое место тематические экспозиции, посвященные железнодорожной форме, мостам ЮВЖД начала ХХ века, вокзалам старых построек и современным, Героям Социалистического Труда и руководителям дороги за весь период ее существования.
Важное место в экспозиции Музей Юго-Восточной магистрали отведено героическому периоду работы дороги в годы Великой Отечественной войны, когда она подверглась суровым испытаниям при подготовке и проведении крупнейших сражений Второй мировой войны - Сталинградского и Курского, перевозя грузы в условиях систематических налетов вражеской авиации.
Архитектурно-дизайнерское решение и художественное оформление выполнили воронежские художники Плотников Э.Г., Фролов А.Ф. и Ващенко В.И.
В 2004 году музею была выделена дополнительная площадь, проведен капитальный ремонт, реконструкция помещения, и построена новая полнопрофильная экспозиция. Новая экспозиция музея была открыта в канун празднования 60-летия Победы в Великой Отечественной войне.
Дорожный музей в Центрально-Черноземном регионе, пожалуй, единственный историко-технический музей, в котором представлена в целом история становления и развития железной дороги, как одной из составляющих сети железнодорожного транспорта России.
На площади около 200 кв. метров в современном архитектурно-дизайнерском оформлении развернута полнопрофильная экспозиция, рассказывающая об истории строительства и эксплуатационной деятельности дороги.
На обозрение посетителям выставлено более 450 музейных предметов, отображающих различные этапы истории ЮВЖД в фотографиях, документах, макетах и моделях железнодорожной техники. Историко-технический профиль музея позволяет показать инструменты, чертежи, отдельные детали техники, применяемой на железнодорожном транспорте, архитектурe железнодорожных вокзалов в историческом развитии.
Наряду с систематическим отображением истории дороги за почти 140-летний период, в музее нашли свое место тематические экспозиции, посвященные железнодорожной форме, мостам ЮВЖД начала ХХ века, вокзалам старых построек и современным, Героям Социалистического Труда и руководителям дороги за весь период ее существования.
Важное место в экспозиции Музей Юго-Восточной магистрали отведено героическому периоду работы дороги в годы Великой Отечественной войны, когда она подверглась суровым испытаниям при подготовке и проведении крупнейших сражений Второй мировой войны - Сталинградского и Курского, перевозя грузы в условиях систематических налетов вражеской авиации.
Архитектурно-дизайнерское решение и художественное оформление выполнили воронежские художники Плотников Э.Г., Фролов А.Ф. и Ващенко В.И.
Музей истории ЮВЖД расположен по адресу: г. Воронеж, ул. Никитинская, дом 1, Дворец культуры железнодорожников.
Музей открыт для посещения в рабочие дни с 10 до 16 часов. Экскурсии проводятся по предварительной договоренности.
Директор: Кашевская Валентина Андреевна, тел.: 8 (473) 265-66-16
Музей открыт для посещения в рабочие дни с 10 до 16 часов. Экскурсии проводятся по предварительной договоренности.
Директор: Кашевская Валентина Андреевна, тел.: 8 (473) 265-66-16
В подчинении музея истории Юго-Восточной железной дороги находятся:
Вагон-музей Белгородского региона
Музей истории Белгородского региона ЮВжд необычен. Размещается он в поезде. Музейный поезд состоит из паровоза серии "ЭМ" и трех прицепленных к нему пассажирских вагонов: деревянного постройки 1905 года, так называемого "егоровского" 1936 года выпуска и вагона постройки 1964 года. Экспозиция музейного поезда рассказывает об истории Белгородского отделения дороги от первого гудка паровоза поезда, проследовавшего через станцию Белгород 6 июля 1869 года, до наших дней.
Паровоз и вагоны, а также установленные рядом однокрылый семафор и гидрант для заправки паровозов водой – это также экспонаты музея. Солидный послужной список у паровоза-труженика, паровоза-воина. Работал он в далекие довоенные годы. В годы Великой Отечественной войны доставлял эшелоны с войсками и боевой техникой в район Курской битвы по вновь построенной в июле 1943 года "дороге мужества" Старый Оскол – Ржава.
Экспозиция музея была разработана и оформлена в 1983 году, построена по тематико-хронологическому принципу.
В вагонах представлено свыше тысячи экспонатов. Экспонаты первого вагона повествуют о том, как строились, развивались участки будущего Белгородского региона в 19-м и начале 20 века.
Экспонаты второго вагона переносят посетителей в годы первых пятилеток советского государства. Значительное место в экспозиции этого вагона отведено разделу, где рассказывается о железнодорожниках Белгородчины, сражавшихся на фронтах Великой Отечественной войны, обеспечивавших бесперебойное движение транспорта с войсками, военными грузами, восстанавливавших разрушенные участки, строивших новые железнодорожные линии. Не забыт подвиг строителей "дороги мужества".
Экспозиция третьего вагона рассказывает об основных профессиях и передовых подразделениях отделения дороги в 1980-90 годах и о сегодняшнем дне белгородских железнодорожников.
Фактический адрес: Россия, Белгородская область, г. Белгород, ул. Вокзальная, д. 16.
Паровоз и вагоны, а также установленные рядом однокрылый семафор и гидрант для заправки паровозов водой – это также экспонаты музея. Солидный послужной список у паровоза-труженика, паровоза-воина. Работал он в далекие довоенные годы. В годы Великой Отечественной войны доставлял эшелоны с войсками и боевой техникой в район Курской битвы по вновь построенной в июле 1943 года "дороге мужества" Старый Оскол – Ржава.
Экспозиция музея была разработана и оформлена в 1983 году, построена по тематико-хронологическому принципу.
В вагонах представлено свыше тысячи экспонатов. Экспонаты первого вагона повествуют о том, как строились, развивались участки будущего Белгородского региона в 19-м и начале 20 века.
Экспонаты второго вагона переносят посетителей в годы первых пятилеток советского государства. Значительное место в экспозиции этого вагона отведено разделу, где рассказывается о железнодорожниках Белгородчины, сражавшихся на фронтах Великой Отечественной войны, обеспечивавших бесперебойное движение транспорта с войсками, военными грузами, восстанавливавших разрушенные участки, строивших новые железнодорожные линии. Не забыт подвиг строителей "дороги мужества".
Экспозиция третьего вагона рассказывает об основных профессиях и передовых подразделениях отделения дороги в 1980-90 годах и о сегодняшнем дне белгородских железнодорожников.
Фактический адрес: Россия, Белгородская область, г. Белгород, ул. Вокзальная, д. 16.
Музей истории эксплуатационного локомотивного депо Лиски-Узловая
Музей был основан в 1967 году. История депо связана с прокладкой железной дороги от Воронежа до Ростова. В 1871 году на станции Лиски было построено паровозное депо, состоящее из двух сараев для 8 паровозов серии "О".
В 2006 году к 135-летию депо идея возродить музей нашла свое реальное воплощение. В новом помещении к юбилею локомотивного депо Лиски была открыта обновленная экспозиция музея, разместившаяся на двух этажах. Экспозиция вмещает в себя 140-летнюю летопись о развитии депо с момента его основания до настоящего времени.
Фактический адрес: Россия, Воронежская область, г. Лиски, Эксплуатационное локомотивное депо Лиски-Узловая.
В 2006 году к 135-летию депо идея возродить музей нашла свое реальное воплощение. В новом помещении к юбилею локомотивного депо Лиски была открыта обновленная экспозиция музея, разместившаяся на двух этажах. Экспозиция вмещает в себя 140-летнюю летопись о развитии депо с момента его основания до настоящего времени.
Фактический адрес: Россия, Воронежская область, г. Лиски, Эксплуатационное локомотивное депо Лиски-Узловая.
Площадка натурных образцов железнодорожной техники на станции Кочетовка Мичуринского региона
Начало созданию площадки положено в 2009 году.
На площадке уложено два участка пути, стрелочный перевод с крестовиной марки 1/6, установлены:
- пассажирский вагон-салон (год постройки – 1937 год);
- четырехосная платформа (США, год постройки – 1943 год);
- двухосная цистерна (год постройки – 1946 год);
- двухосный крытый вагон (год постройки – 1913 год).
Также на площадке имеется гидроколонка для заправки паровозов, мачтовый четырехзначный линзовый светофор и двухзначный карликовый светофор, уложен участок пути с пятью типами рельсовых скреплений.
Фактический адрес: Россия, Тамбовская область, г. Мичуринск, ст. Кочетовка (Кочетовка-3).
На площадке уложено два участка пути, стрелочный перевод с крестовиной марки 1/6, установлены:
- пассажирский вагон-салон (год постройки – 1937 год);
- четырехосная платформа (США, год постройки – 1943 год);
- двухосная цистерна (год постройки – 1946 год);
- двухосный крытый вагон (год постройки – 1913 год).
Также на площадке имеется гидроколонка для заправки паровозов, мачтовый четырехзначный линзовый светофор и двухзначный карликовый светофор, уложен участок пути с пятью типами рельсовых скреплений.
Фактический адрес: Россия, Тамбовская область, г. Мичуринск, ст. Кочетовка (Кочетовка-3).
Источник: uvzd.rzd.ru