ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Отрожские вагоноремонтные мастерские Воронежский вагоноремонтный завод — одно из старейших Российских предприятий железнодорожного транспорта. Начало биографии завода было положено в 1912 году, когда 1 июня было завершено строительство Отрожских вагоноремонтных мастерских, принадлежавших акционерам Юго-Восточной железной дороги. Площадка под мастерские располагалась на песчаном пустыре у станции Раздельная. Что представляли собой мастерские в то время? В их составе вначале были два сборочных цеха – пассажирский и товарный (специализировавшихся по типам вагонов), к которым примыкали обслуживающие производства — кузнечный и токарный цех, а также прессовое отделение. В токарном цехе размещалось механическое, колесное, инструментальное и ремонтно-механическое отделение. Рядом располагалась лесосушилка и кладовая столярных изделий. Цеха представляли собой полутемные помещения с устаревшим оборудованием. После событий 1917 года Юго-Восточная железная дорога была национализирована. Имущество и площади предприятия были изъяты у старого собственника – акционеров ЮВЖД и были переданы в собственность государства в 1918 году. В тот период на предприятии были сложные времена. Часть рабочих принимала участие в боях с формированиями генерала Краснова, воюя на двух подготовленных вместе с другими железнодорожниками бронепоездах. После передачи Отрожских мастерских в 1927 году в подчинение Народному комиссариату путей сообщения их стали именовать вагоноремонтным заводом. Начиная с этого периода темпы модернизации завода стали нарастать. Это было связано с общей тенденцией развития железнодорожного транспорта в стране, с положительной динамикой наращивания пассажирских и грузовых перевозок. На предприятии были внедрены необходимые инновации, улучшено энергообеспечение, стала использоваться электросварка и газовая резка металлов. В начале 1929 года на предприятии была открыта рабочая столовая. Газета «Коммуна» от 6 января 1929 года в статье об открытии столовой на Отрожском вагоноремонтном заводе писала: «Колбаса, хлеб, да сухая вобла долгие годы служат обычным обедом на производстве… Горячий обед на предприятии сохраняет здоровье рабочего. Стоимость обеда на заводе составляет от 25 до 35 копеек. Товарищ Варейкис, выступая на открытии столовой от Обкома партии, заявил: «Невзирая на трудности, мы идем вперед. Переход вашего предприятия в ближайшее время на 7-часовой рабочий день – бесспорный показатель успехов рабочего класса. Мы строим все своими руками. Повышение социальных и культурных благ зависит от нас самих, от производительности труда». Товарищ Артемьев, выступая на открытии заводской столовой, сказал: «За границей добились невиданных успехов в производительности труда. Капитальный ремонт паровозов у нас тянется 50 дней, в Германии же – 18, а в Японии – только 4,5 дня. Капиталисты достигли этих успехов беспощадной эксплуатацией рабочих. Мы добьемся этого созданием лучших условий труда. Открытие столовой служит улучшению быта рабочих». Таким образом, открытие столовой на предприятии было для партийного руководства элементом эффективного менеджмента, который позже назовут «школой человеческих отношений». К началу 1930-х годов на предприятии трудилось свыше 5000 человек. В 1931 году Воронежский вагоноремонтный завод посетила делегации коммунистов из Германии. После этого знаменательного события предприятию было присвоено имя лидера немецких коммунистов и депутата рейхстага Эрнста Тельмана. Об этом попросили руководство страны рабочие завода после митинга с участием немецких товарищей. Просьба заводчан была удовлетворена. Благодарные рабочие отремонтировали в 1931 году не 80 пассажирских вагонов, как планировалось, а 113. Надо сказать, что в тот период это было достаточно распространенным явлением – давать имена дружественных коммунистических и рабочих лидеров предприятиям, улицам и даже городам. Так в Воронеже появились улицы Сакко и Ванцетти (с таким же названием имеются улицы еще в 35 городах), Георгия Димитрова, Антонио Грамши. Позже город Лиски стал называться Георгиу-Дежем и т.д. Забегая вперед, скажем, что ныне маятник качнулся в другую сторону; улицам, городам и предприятиям возвращают старые наименования или дают новые, отказываясь от коммунистического наследия. По этому пути пошел и Воронежский вагоноремонтный завод, предпочитая не носить более имя Эрнста Тельмана. С началом Великой Отечественной войны вагоноремонтный завод стал выпускать оборонную продукцию. Имея определенный опыт изготовления бронепоездов, специалисты завода применили свои знания и умения на оборонном поприще, укрепляя поезда броней и устанавливая на них стрелковое вооружение. Помимо этого, заводчанами было налажено производство деталей для реактивных минометов «Катюша», которые собирал Воронежский завод им. Коминтерна. В феврале 1942 года началась эвакуация завода. В тыл был отправлен первый эшелон с оборудованием и семьями рабочих. Хотя над заводом постоянно кружили бомбардировщики, люди на предприятии продолжали трудиться. Все время обороны Воронежа завод имени Тельмана был действующим. Находясь в непосредственной близости, в 3-х километрах от передней линии фронта, коллектив завода продолжал выпускать детали «Катюшь», производить бронепоезда, ремонтировать танки, строить дороги к линии фронта. Так, по заказу военного командования в цехе изготавливались зенитно-пулеметные вагоны. Особенностью таких вагонов было то, что они имели на вооружении крупнокалиберные пулеметы и автоматически открывавшиеся крыши. Использовались они для отражения вражеской авиации при защите железнодорожных составов. С августа 1941 по февраль 1942 года, Вагоноремонтный завод имени Тельмана построил 6 зенитных бронепоездов, было сделано несколько бронелетучек (бронированного товарного паровоза и двух платформ, прицепленных спереди и сзади и огороженных мешками с песком). В самые тяжелые дни, когда гитлеровцы заняли правобережную часть города Воронежа, тельмановцы укрепили Красное знамя на самом видном месте у заводской электростанции. Оно развевалось на ветру, вдохновляя заводчан на самоотверженный труд во имя победы над врагом. Война потребовала мобилизации не только физических сил, но и материальных ресурсов для усиления помощи Красной Армии. Лозунг "Все для фронта, все для Победы!" стал определяющим в жизни и делах советских людей. Фронт требовал больших средств, и народ отдавал государству свои сбережения на изготовление военной техники и оружия. Рабочие и служащие завода имени Тельмана, вносили в фонд обороны личные сбережения, облигации государственных займов, отчисления от заработной платы. На воскресниках и работах, проводимых в неурочное время, коллектив завода заработанные деньги перечислял в фонд постройки танковой колонны имени Ленинского комсомола. 30 августа 1941 года от трудящихся завода поступило в фонд обороны облигаций государственных займов на сумму 50 тысяч рублей. На строительство самолета для Воронежского авиационного соединения коллектив завода собрал и внес в фонд обороны 115733 рубля наличными и 14770 рублей облигациями. Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами СССР И.В. Сталин в телеграмме, присланной коллективу завода, поблагодарил тельманцев за оказанную помощь фронту: «Начальнику Отрожского вагоноремонтного завода им. Тельмана тов. Плоткину, секретарю партбюро тов. Ламашу, председателю завкома тов. Романову. Прошу передать рабочим, работницам, инженерам, техникам и служащим Отрожского вагоноремонтного завода имени Тельмана, собравшим 115733 рубля наличными и 14770 рублей облигациями госзаймов на строительство самолета для Воронежского штурмового авиационного соединения, мой братский привет и благодарность Красной Армии. И.В. Сталин». Более трехсот заводчан ушли на фронт и мужественно сражались с врагом, защищая свою Родину. Тельманцы, не жалея ни сил, ни времени, под непрерывными обстрелами противника и бомбежками сутками не отходили от машин и станков, стремясь дать фронту как можно больше военной продукции. В 1943 году из 1015 человек, работающих на предприятии, трудились 567 женщин, что составляло 55,8%, выполняя план на 150-260%. Многие из них погибали во время бомбежек и обстрелах. Их хоронили прямо на территории завода. Поэтому появилась на заводской территории Братская могила с памятником - монументом, и мемориальными досками с именами погибших рабочих завода. После освобождения Воронежа началось восстановление предприятия, от которого остались одни руины. Постепенно были расчищены завалы, обезврежены неразорвавшиеся боеприпасы, вывезен мусор и искореженный металл. В 1946 году был возрожден товарный цех, а через год – пассажирский. Новые помещения отстроили для ремонтно-механического и инструментального цеха. Ремонт вагонов велся в условиях параллельного восстановления заводских зданий и оборудования. В 1951 году завод смог осуществлять ремонт цельнометаллических пассажирских вагонов, имевших сложное оборудование. Тогда же коллектив предприятия начинает осваивать первым в стране ремонт льдопоездов, импортного рефрижераторного подвижного состава. С тех пор Воронежский вагоноремонтный завод стал лидером в отрасли, выпуская из ремонта все новые типы рефрижераторных секций. Производство постепенно было оснащено современным оборудованием и механизмами, электрическим и пневматическим инструментом. Завод становится крупнейшим в системе Главного управления Министерства путей сообщения. В 1950-е и 1960-е годы на заводе последовательно растет производительность труда, увеличивается выпуск валовой продукции. Вместе с тем активно идут процессы повышения квалификации работников завода, развивается рационализаторство и социалистическое соревнование. Параллельно шла модернизация производства. В начале 1970-х годов была проведена серьезная реконструкция производственных помещений, технологий и оборудования. На предприятии были построены новые цеха: пассажирский, рефрижераторный, электроремонтный. Все это послужило импульсом для повышения эффективности производства. Первым в России завод начал производство капитально-восстановительного ремонта (КВР) пассажирских вагонов, строительство новых, более комфортабельных пассажирских вагонов на базе восстановленных. Сегодня Воронежский вагоноремонтный завод имени Э. Тельмана — крупное промышленное предприятие, с числом работающих около 2500 человек успешно работает на рынке услуг и товаров для железных дорог Российской Федерации и СНГ. C 1 октября 2003 года предприятие является одним из филиалов ОАО «Вагонреммаш», дочерней компании «РЖД» — c 1 июля 2008 года филиал Открытого Акционерного Общества «ВАГОНРЕММАШ». |