Приветствуем Вас Гость | RSS На главную На главную На главную
Мобильная версия

НЕОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Локомотивного депо Воронеж-Курский Юго-Восточной железной дороги
 

Главная » История » Железнодорожная форма


История железнодорожной формы России

Изучение истории форменного обмундирования показывает, что ее развитие непосредственным образом связано с жизнью общества, происходящими в нем различными социальными процессами и требованиями времени.

Эту закономерность подтверждает и эволюция форменного костюма железнодорожников России. В эпоху резкого деления общества на классы вносятся детали, закрепляющие иерархическую лестницу. Во время второй мировой войны, тыл становится трудовым фронтом и железнодорожники надевают погоны. К 1955 году страна восстанавливает разрушенное хозяйство, идет мирный путь развития экономики и форменный костюм ищет пути совершенствования. Демократические преобразования 60-х годов, появление новых материалов позволяют и форменному обмундированию при сохранении знаков различия приблизиться к бытовому костюму.

Читать дальше »


Железнодорожная форма России образца 1879 года

Впервые предложение о введении специальной формы для железнодорожников было внесено на рассмотрение императора России Александра II Министром путей сообщения Генерал-Адьютантом К.Н. Посьетом в 1878 году.

21 декабря 1878 года увидело свет Высочайше утвержденное (под номером 59145) описание форменной одежды служащих на Российских (кроме Финляндских) железных дорогах с рисунками.

Читать дальше »


Железнодорожная форма России образца 1926 года

В годы революции и гражданской войны до униформы железнодорожников руки у советского руководства не доходили - были дела поважнее, фронт заслонял собой тыл, да и средств у молодой республики не хватало на все прожекты, какими бы привлекательными они не представлялись. Тем не менее, жизнь постепенно брала свое. Уже в 1922 году была установлена общая для всех железных дорог форменная одежда для проводников поездов беспересадочного сообщения. 

19 октября 1922 года Центральное управление железнодорожного транспорта НКПС СССР издает приказ № 7258 «О порядке содержания и обслуживания пассажирских поездов беспересадочного сообщения» четвертый раздел которого озаглавлен «Обмундирование поездной технической бригады, обслуживающей пассажирский поезд беспересадочного сообщения».

Читать дальше »


Железнодорожная форма России образца 1932 года

Введению форменного костюма на железнодорожном транспорте предшествовало постановление ЦК ВКП(б) от 10 сентября 1930 года о снабжении всех железнодорожников связанных с движением поездов зимней спецодеждой. Была организована сеть стационарных закрытых распределителей и передвижных вагонов-лавок. Таким образом, на всех железных дорогах страны появились организации способные быстро обеспечить железнодорожников новой форменной одеждой. Хотя, если верить документам того времени снабжение было далеко не идеальным. Так в проектах перестройки Ленинградского вокзала в Москве указывается на обязательное снабжение работников вокзала форменной одеждой, так как они работают непосредственно с пассажирами и должны «прилично» выглядеть.

С другой стороны, в начале 30-х годов усиливается общая тенденция к укреплению дисциплины и единоначалия во всех наркоматах, службах и ведомствах, в тех же ведомствах, где уже была введена военная или полувоенная форма уточняются и ужесточаются правила ее ношения, а также упорядочиваются и унифицируются системы знаков различия, которые должны быть легко заметными и читаемыми в рамках единой системы категорий и должностей.

Читать дальше »


Железнодорожная форма России образца 1943 года

Во время Великой Отечественной войны был возрожден ряд дореволюционных традиций, немыслимых в довоенные годы. Этим давалось понять, что Советский Союз является, в известной степени, наследником и преемником Российской империи. В соответствии с данной концепцией, в 1943 году были произведены изменения в военной и ведомственной униформе, придававшие ей стиль, близкий к бытовавшему в 1910-е годы, но не повторявший его буквально.

Введение новой формы Приказом НКПС № 711Ц от 13.09.1943 года «О выполнении Указа Президиума Верховного совета СССР от 04.09.1943 года "О введении персональных званий и новых знаков различия для личного состава железнодорожного транспорта"» совпало с передачей промышленных железных дорог из составов своих наркоматов в состав НКПС СССР. Этому предшествовало объявление Указа Президиума Верховного совета СССР от 15.04.1943 года «О введении военного положения на всех железных дорогах».

Читать дальше »


Железнодорожная форма России образца 1955 года

12 июня 1954 года был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об отмене персональных званий и знаков различия для работников гражданских министерств и ведомств». За ним почти через год, т.е. 3 сентября 1955 года последовало Постановление Совета Министров СССР за № 1624 «О форменной одежде и знаках различия для личного состава железнодорожного транспорта».

«Совет Министров Союза ССР постановляет:
1). Принять предложение Министерства путей сообщения об изменении формы одежды и введения новых знаков различия в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 6 июля 1954 года № 1390 для личного состава железнодорожного транспорта, непосредственно связанного с движением поездов, обслуживанием пассажиров и перевозкой грузов согласно Приложениям № 1 и 2.

Читать дальше »


Железнодорожная форма России образца 1963 года

В связи с изменениями, происходящими на железнодорожном транспорте (постепенный отказ от паровой тяги, широкий переход на электровозную и тепловозную тягу и исчезновение в связи с этим целого класса рабочих специальностей, повышение качества обслуживания пассажиров, увеличение грузо- и пассажиропотока, необходимость поддержания в обществе авторитета работников советских железнодорожников и др.), а также с невысокими эстетическими характеристиками формы образца 1955 года, в частности, для сотрудников Метрополитена Москвы и Ленинграда или проводников вагонов международного класса, Приказом МПС СССР от 26 сентября 1963 года № 31Ц, подписанным Министром путей сообщения Б.П. Бешевым в сентябре 1963 года, был инициирован переход на новую униформу МПС.

Читать дальше »


Железнодорожная форма России образца 1973 года

Ряд серьёзных изменений в форменной одежде железнодорожников произошёл в начале 1970-х годов. Фактически, именно в это время сложился внешний образ работника советского железнодорожного транспорта, просуществовавший вплоть до крушения советской системы.

Приказом МПС СССР № 21Ц от 11.07.1972 года «Об изменении знаков различия для личного состава железнодорожного транспорта» (другие данные - приказ МПС № 2114 «Об изменении знаков различия для личного состава железнодорожного транспорта») вместо двубортного костюма вводился однобортный открытый костюм (зимний - чёрного, летний - серого цвета). Пиджак шился по образцу, принятому в Вооружённых силах СССР - с двумя прорезными боковыми карманами с клапанами, с петлицами на воротнике, но - на трёх пуговицах. На рукавах внизу обшлагов пришивались две малые пуговицы. Цвет сорочек под пиджак устанавливался серый или белый , галстук - темно-серого или чёрного цвета (последний мог носиться и с летним костюмом). Двубортные черные костюмы разрешалось донашивать до истечения срока носки, но с новыми знаками различия.

Читать дальше »


Железнодорожная форма России образца 1979 года

Новая форма была введена Министром путей сообщения СССР И.Г. Павловским (Приказ № 32Ц от 30.07.79 года) с целью улучшения внешнего вида сотрудников МПС, а также укрепления внутренней дисциплины и субординации. Общий вид униформы для старшего, среднего, младшего и рядового составов - костюм (с однобортным пиджаком, но на четырёх пуговицах у мужчин), пальто, головные уборы - практически не изменился, как не изменились и расцветки - зелёный цвет кантов, чёрный и светло-серый (серый, а также темно-серый цвета также широко использовались, как показывают кино-и фото-документы (светло-серые петлицы нередко диссонировали с темно-серым пиджаком-кителем)) базовые цвета для зимней и летней формы. Петлицы на воротниках пиджаков также сохранили поле в цвет пиджака, с золотистыми техническими знаками и окантовкой. Был утвержден перечень основных должностей, ношение формы для которых являлось обязательным, связанных непосредственно с перевозкой пассажиров и грузов, а также непосредственно с работой на трассах и магистралях.

Читать дальше »


Железнодорожная форма России образца 1985 года

Новая форма была введена приказом МПС № 13Ц от 19 марта 1985 года, подписанным новым Министром путей сообщения Н.С. Конаревым. Этим приказом вводился и упорядочивался перечень и вид предметов форменной одежды железнодорожников, а также новые знаки различия. Главным нововведением стала замена основного цвета формы с чёрного на темно-синий и (судя по всему, временная) замена двубортных пиджаков высшего начсостава однобортными.

Форменная одежда включает в себя:

• двубортное пальто из темно-синей ткани;
• костюм, состоящий из однобортного пиджака и брюк (темно-синего и светло-серого цвета);
• плащ с открытыми лацканами (для старшего, среднего и высшего начсостава);
• сорочка (серого, голубого или белого цвета);
• фуражка установленного образца с синей или светло-серой тульей (пилотка или берет установленного цвета для женщин);
• шапка-ушанка из серого каракуля - для высшего состава, из черного каракуля - для старшего и среднего составов, из цигейки или искусственного меха черного цвета - для остальных категорий работников, верх шапки - из черного сукна;
• обувь чёрного цвета;
• галстук в тон костюму.

Читать дальше »


Железнодорожная форма России образца 1995 года

Предпоследняя железнодорожная форма в России была введена 1 января 1995 года приказом МПС № 14Ц от 22 декабря 1994 года "О форменной одежде" в целях повышения дисциплины и ответственности работников железнодорожного транспорта.

Этим приказом вводился перечень и вид предметов форменной одежды железнодорожников.

Согласно приложения 3 "Описание форменной одежды для работников железнодорожного транспорта" форменная одежда образца 1994 года в себя включала:

Читать дальше »


Железнодорожная форма России образца 2010 года

В апреле 2003 года был объявлен конкурс для художников-модельеров страны, которые захотели принять в нем участие. Предварительно проводился опрос железнодорожников, которые высказались за отмену философии военизированности и монопольного положения железнодорожного транспорта в новом фирменном стиле. 

В июне 2006 года состоялся первый показ образцов одежды, знаков и аксессуаров. Жюри отдало предпочтение эскизам Дома моды Виктории Андреяновой (Москва). И после рабочих показов в 2006-2007 годах состоялось официальное одобрение их заказчиком. Начался этап конструирования и составления технических условий. 

В 2009 году проводились эксплуатационные испытания на Октябрьской железной дороге. В целом одежда была одобрена, но прописаны замечания, которые впоследствии учли при запуске одежды в массовое производство.

Читать дальше »


Форма одежды промышленного ж.д. транспорта

Вслед за работниками железных дорог НКПС в 1936 году новую специальную форму получили и работники промышленного железнодорожного транспорта. Приказом по НКТП СССР от 7 июня 1936 года № 967 на промышленный железнодорожный транспорт на все отрасли тяжелой промышленности, был распространен «Устав о дисциплине рабочих и служащих железнодорожного транспорта СССР». В статье 15 главы 3 данного Устава работникам оперативных отраслей железнодорожного транспорта (эксплуатации, тяги, пути и связи) при исполнении служебных обязанностей предписывалось быть одетым строго по установленной форме.

На основании этой статьи Наркомтяжпром разработал проект форменной одежды, который направил на рассмотрение в комиссию Президиума ЦИК СССР по утверждению формы одежды в гражданских наркоматах и организациях, где ее и утверждают 4 ноября 1936 года..

Читать дальше »


Знаки различия служащих Ю.В.ж.д. (часть 1)

Только благодаря стараниям многочисленных любителей истории и краеведенья с металлоискателями, которые поднимают находки из земель не представляющих интереса для официальных археологов, а также коллекционеров, собирающих по крупицам и бережно хранящих элементы железнодорожной форменной одежды прошлого, фото этих элементов сейчас можно наблюдать на нашем сайте.
Все фотографии взяты из сети, на их авторство мы не претендуем.
Будем очень признательны за фото аналогичных элементов форменной одежды (и не только) служащих ЮВжд (пишите в личку, или оставляйте сообщения через форму обратной связи).
По мере поступления материала, данная страница будет обновляться!!!
Фото кликабельны. При наведении курсора на картинку - отобразится описание.

Читать дальше »


Знаки различия служащих Ю.В.ж.д. (часть 2)

Читать дальше »


Знаки различия служащих Ю.В.ж.д. (часть 3)

Читать дальше »

 
 
 
Локомотивное депо Воронеж-Курский     
Разрешается некоммерческое использование материалов и фотографий сайта только при наличии активной ссылки: //vrn-6.ucoz.ru
Получение разрешения у администрации сайта на коммерческое использование материалов и фотографий – обязательно.
Copyright MyCorp © 2013 - 2024 гг.

Форма входа




E-mail:  
Пароль:
Запомнить:
Добро пожаловать Гость!

Гость
Группа: Гости
Ваш IP адрес: 3.85.63.190
Браузер:


Зарегистрируйтесь
или
войдите под своим логином

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Посетители сегодня
Полезные ссылки

  • ОАО "РЖД"
  • ЮВЖД
  • РЖД ТВ
  • Первое ЖД радио
  • Газета "Гудок"
  • ВДТШМЛ
  • Соцсеть РЖД
  • СДО
  • СДО (new)
  • КАСКОР (СДО)
  • Прогноз погоды

    Время и календарь


    «  Март 2024  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
        123
    45678910
    11121314151617
    18192021222324
    25262728293031
    Архив записей

    Друзья сайта


    BASE-ROAD - территория железнодорожного транспорта



    Ваша кнопка на нашем сайте
    или
    Ссылка на Ваш сайт


    По вопросам размещения ссылок обращаться к Администратору сайта через ЛС или
    Форму обратной связи