Приветствуем Вас Гость | RSS На главную На главную На главную
Мобильная версия

НЕОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Локомотивного депо Воронеж-Курский Юго-Восточной железной дороги
 

Главная » История » Железнодорожная форма » Железнодорожная форма России образца 1979 года


 
Железнодорожная форма России образца 1979 года
 

Новая форма была введена Приказом МПС № 32Ц от 30.07.1979 года [Скачать], подписанным Министром путей сообщения СССР И.Г. Павловским, с целью улучшения внешнего вида сотрудников МПС, а также укрепления внутренней дисциплины и субординации. Общий вид униформы для старшего, среднего, младшего и рядового составов - костюм (с однобортным пиджаком, но на четырёх пуговицах у мужчин), пальто, головные уборы - практически не изменился, как не изменились и расцветки - зелёный цвет кантов, чёрный и светло-серый (серый, а также темно-серый цвета также широко использовались, как показывают кино-и фото-документы (светло-серые петлицы нередко диссонировали с темно-серым пиджаком-кителем)) базовые цвета для зимней и летней формы. Петлицы на воротниках пиджаков также сохранили поле в цвет пиджака, с золотистыми техническими знаками и окантовкой. Был утвержден перечень основных должностей, ношение формы для которых являлось обязательным, связанных непосредственно с перевозкой пассажиров и грузов, а также непосредственно с работой на трассах и магистралях.

Высший начсостав МПС СССР вернул себе двубортные пиджаки с золотыми гербовыми (по три на борт с застежкой на две передние) пуговицами - черные и серые.

Для среднего и старшего начсостава цвет серых летних костюмов часто варьировался от светлого до темно-серого (в этом случае серые петлицы выглядели светлее тона пиджака); точно также варьировалась и расцветка серых сорочек (рубашек) для зимней формы, поскольку часто использовались форменные рубашки милиции и т.д. для экономии средств. Среди сотрудников метрополитена г. Москвы нередким было использование пиджаков, подходящих по размеру и комплекции даже старших классов школьной формы, пусть и отличных по цвету, но более экономичных. Следует помнить, что часть предметов формы не выдавалась, а приобреталась за свой счет.

Некоторым работникам железнодорожного транспорта предоставлась скидка со стоимости форменной одежды: лицам старшего и среднего начальствующего состава, должностные оклады которых не превышали 110 руб. в месяц, - в размере 20% стоимости, лицам рядового и младшего начальствующего состава, получающим бесплатную спецодежду, - в размере 40% стоимости, не получающим бесплатной спецодежды - 50% стоимости. Лицам младшего начальствующего и рядового состава предоставляелась рассрочка оплаты стоимости форменной одежды на срок носки, остальным работникам - на один год.

Запрещалось смешивать летнюю форменную одежду с зимней или с другой неформенной одеждой, изменять цвет, фасон и покрой форменной одежды, а также носить неустановленные головные уборы и знаки различия. Однако сохранилась практика (как показывают кино- и фотодокументы) донашивания старых предметов обмундирования с новыми знаками различия, а также многочисленные отступления от установленной формы - ношение пиджаков без галстуков или вообще с гражданскими сорочками, тельняшками, джемперами и свитерами, использование фуражек с вынутой пружиной, с филигранью вместо лакированного ремешка для младшего начсостава или вообще со снятыми ремешками - такие отступления в повседневной форме часто позволяли себе работники локомотивных бригад, вагонной службы, пути или диспетчеры на отдаленных станциях, а также проводники пассажирских поездов регионального сообщения. Весьма свободным было для рядового и младшего начсостава ношение кокард и эмблем, а также петлиц. Железнодорожники часто донашивали старые (формально отмененные) нарукавные знаки. Встречались случаи перешивания кителей и брюк в соответствии с модой - расклешением штанин или заужением пиджаков в рукавах и талии, ношение форменных пиджаков с гражданскими брюками и юбками - особенно среди молодых сотрудников, а также учащимися железнодорожных училищ и вузов. Указанная практика оказалась очень живуча, несмотря на то, что Правилами запрещалось смешивание при ношении форменных и неформенных предметов.

Частично изменилась конструкция железнодорожной эмблемы на тулье, а также кокарда МПС с эмблемой (более угловатые формы листьев орнамента) на околыше фуражек и беретах.

Существенно изменились нарукавные знаки должностных категорий на пиджаках. Новые знаки, как и старые, носились на обоих рукавах (кроме младшего начальствующего и рядового состава), однако внешне были более нарядными и акцентирующими внимание на статусе и должностном положении носителя. Знаки традиционно делились по категориям: высший, старший, средний, младший и рядовой состав.

Знаки различия высшего начальствующего состава представляли собой прямоугольный галун золотистого цвета с зигзагообразным рисунком, повторяющим шитье генеральских погон, окантованный по длинным (верхней и нижней) сторонам зелёным кантом. На галуне располагались вышитые серебряной канителью звезды (в соответствии должностным положением - от одной до четырёх). Выше галуна нашивалась шестиугольная суконная нашивка цветом в тон пиджака с золоченым кручёным галуном по краю и золоченой же шитой технической эмблемой.


Знаки различия высшего начальствующего состава МПС образца 1979 года   Знаки различия высшего начальствующего состава МПС образца 1979 года   Знаки различия высшего начальствующего состава МПС образца 1979 года   Знаки различия высшего начальствующего состава МПС образца 1979 года   Знаки различия высшего начальствующего состава МПС образца 1979 года

Комплект плакатов «Знаки различия работников железнодорожного транспорта». Высший начсостав

Знаки различия старшего и среднего начальствующего состава изготовлялись из простого золотого тканого галуна (позднее все чаще - из полимерных материалов с имитацией галуна жёлтого цвета) прямоугольной формы с кантами зелёного цвета по длинной стороне и зелеными же просветами (два (вдоль длинных сторон галуна) - у старшего, один (по центру) - у среднего начсостава). На галунных прямоугольниках крепились серебристые большие звезды (как у старшего комсостава Вооружённых Сил СССР до 1969 года) - в соответствии должностным положением - от одной до четырёх. Выше располагалась шестиугольная суконная нашивка цветом в тон пиджака с зелёным полимерным галуном по краю и золоченой металлической технической эмблемой. Знаки различия старшего, среднего, как и высшего начсостава носились на 10-15 см выше краев рукавов пиджака.


Знаки различия старшего начальствующего состава МПС образца 1979 года   Знаки различия старшего начальствующего состава МПС образца 1979 года   Знаки различия старшего начальствующего состава МПС образца 1979 года   Знаки различия старшего начальствующего состава МПС образца 1979 года   Знаки различия старшего начальствующего состава МПС образца 1979 года

Комплект плакатов «Знаки различия работников железнодорожного транспорта». Старший начсостав


Знаки различия среднего начальствующего состава МПС образца 1979 года   Знаки различия среднего начальствующего состава МПС образца 1979 года   Знаки различия среднего начальствующего состава МПС образца 1979 года   Знаки различия среднего начальствующего состава МПС образца 1979 года   Знаки различия среднего начальствующего состава МПС образца 1979 года

Комплект плакатов «Знаки различия работников железнодорожного транспорта». Средний начсостав

Знаки различия младшего начальствующего и рядового состава носились только на правом рукаве в районе локтевого сгиба и представляли собой пятиугольник с закруглённой верней частью из сукна основного цвета (пиджака, плаща, пальто) с полимерной окантовкой зелёного цвета. В центральной части поля пятиугольника расположен технический знак в венке из лавровых листьев и эмблема железнодорожного транспорта, наложенная в верхнюю часть венка. В нижней части венка - изображение ленты с надписью «МПС» или «Метро». Технический знак, венок, эмблема и лента с надписью выполнялись жёлтым цветом из полимеров ПВХ. Для младшего начсостава в нижней части знака располагался угол зелёного цвета, отсутствующий у рядового состава.


Знаки различия младшего начальствующего и рядового составов МПС образца 1979 года   Знаки различия младшего начальствующего и рядового составов МПС образца 1979 года   Знаки различия младшего начальствующего и рядового составов МПС образца 1979 года   Знаки различия младшего начальствующего и рядового составов МПС образца 1979 года   Знаки различия младшего начальствующего и рядового составов МПС образца 1979 года

Комплект плакатов «Знаки различия работников железнодорожного транспорта». Младший начальствующий и рядовой составы

Особые знаки различия полагались Министру путей сообщения, его Первому заместителю и заместителям. Знак Министра представлял собой золотистый шитый галун генеральского образца прямоугольной формы с кантами по длинным сторонам и вышитой по центру большой золотой звездой с расходящимися лучами. Над галуном располагался вышитый цветным шелком Герб СССР в обрамлении шитья в виде венка из дубовых листьев. Знак Первого заместителя Министра отличался серебряным цветом звезды с лучами на галуне и техническим знаком золотого шитья вместо герба; заместители министра на галуне носили простую вышитую серебряную звезду без лучей и упрощенное шитье вокруг технического знака.

Для высшего начсостава предусматривался двубортный пиджак к зимней и летней форме вместо однобортного, на трёх гербовых пуговицах, обшлаг - на двух малых гербовых пуговицах; с прорезным нагрудным карманом слева, с прорезными боковыми карманами с клапанами.

Дополнительно категория служащего указывалась на петлицах, располагавшихся на воротнике кителя, специальными металлическими золотистыми лычками (две - старший начсостав, одна - средний начсостав, без лычек - младший начсостав) - как и в 1973 году. Лычки крепились под металлическим техническим знаком. Встречались (у старшего начсостава) петлицы целиком вышитые шелком и канителью (техзнак, кант, лычки). Высший начсостав вместо петлиц на воротниках пиджаков носил специальное шитье золотой канители, имитирующее лавровый лист; высшему руководству МПС на воротник кителя полагалось золоченое шитье в виде 4-х дубовых листьев. Всему высшему начсоставу на воротник пиджака полагался зелёный кант.


Петлица МПС образца 1979 года для светлого пиджака   Петлица МПС образца 1979 года для черного пиджака   Петлица среднего начсостава МПС образца 1979 года для черного пиджака   Петлица среднего начсостава МПС образца 1979 года для черного пиджака   Петлица старшего начсостава МПС образца 1979 года для черного пиджака   Шитье на петлице высшего начсостава МПС образца 1979 года для черного пиджака

Петлицы МПС образца 1979 года

Для ношения без пиджака в жаркое время на рубашку были установлены погоны, почти не изменившиеся с 1973 года. Должностная категория определялась звездочками и угольниками внизу погона. В приказе цвет звездочек определялся как золотистый, также сохранившись с 1973 года. Высший начсостав с этим проблем не имел - на его погонах звезды вышивались вместе с галуном. Относительно же старшего и среднего начсостава кино- фотодокументы, а также живые свидетели указывают, что очень часто на их погоны крепились белые звездочки, аналогичные нарукавным. В этом нет ничего удивительного. Во-первых, Правила ношения формы в гражданских организациях всегда соблюдаются с меньшей строгостью, особенно «далеко от начальства» - в депо, на локомотивах и т.д. Во-вторых, данный факт мог быть связан с элементарным дефицитом золотистых звёзд в магазинах МПС при отсутствии ларьков Военторга.

Для сотрудников-женщин был оставлен берет существующего образца, чёрного или светло-серого цвета, с кокардой МПС с эмблемой золотистого цвета или железнодорожной эмблемой, юбка а также китель, застегивающийся на левую сторону на три пуговицы (пуговицы - с изображением техзнака). С 1 января 1980 года, Приказом МПС № 2446 от 30.10.1979 года [Скачать], разрешался пошив и выдача в качестве форменной одежды женских брючных костюмов работницам железнодорожного транспорта, имеющим право ношения форменной одежды в соответствии с Приказом МПС № 32Ц от 30.07.1979 года.

Все нововведения были автоматически распространены и на работников метрополитенов в городах СССР, однако с небольшими поправками: так зимнее пальто полагалась только работникам открытых участков и т.д.


Форменная одежда старшего начальствующего состава МПС образца 1979 года   Летняя форма высшего нальствующего состава МПС образца 1979 года (фильм «Магистраль»)   Летняя форма проводника МПС образца 1979 года (фильм «Вокзал для двоих»)   Дежурная по станции в форме МПС образца 1979 года

Форменная одежда МПС образца 1979 года

Источник: wikiwand.com
 
 
 
Локомотивное депо Воронеж-Курский     
Разрешается некоммерческое использование материалов и фотографий сайта только при наличии активной ссылки: //vrn-6.ucoz.ru
Получение разрешения у администрации сайта на коммерческое использование материалов и фотографий – обязательно.
Copyright MyCorp © 2013 - 2024 гг.

Форма входа




E-mail:  
Пароль:
Запомнить:
Добро пожаловать Гость!

Гость
Группа: Гости
Ваш IP адрес: 54.84.65.73
Браузер:


Зарегистрируйтесь
или
войдите под своим логином

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Посетители сегодня
Полезные ссылки

  • ОАО "РЖД"
  • ЮВЖД
  • РЖД ТВ
  • Первое ЖД радио
  • Газета "Гудок"
  • ВДТШМЛ
  • Соцсеть РЖД
  • СДО
  • СДО (new)
  • КАСКОР (СДО)
  • Прогноз погоды

    Время и календарь


    «  Март 2024  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
        123
    45678910
    11121314151617
    18192021222324
    25262728293031
    Архив записей

    Друзья сайта


    BASE-ROAD - территория железнодорожного транспорта



    Ваша кнопка на нашем сайте
    или
    Ссылка на Ваш сайт


    По вопросам размещения ссылок обращаться к Администратору сайта через ЛС или
    Форму обратной связи