Приветствуем Вас Гость | RSS На главную На главную На главную
Мобильная версия

НЕОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Локомотивного депо Воронеж-Курский Юго-Восточной железной дороги
 

Главная » История » Железнодорожная форма » Железнодорожная форма России образца 1943 года


 
Железнодорожная форма России образца 1943 года
 

Во время Великой Отечественной войны был возрожден ряд дореволюционных традиций, немыслимых в довоенные годы. Этим давалось понять, что Советский Союз является, в известной степени, наследником и преемником Российской империи. В соответствии с данной концепцией, в 1943 году были произведены изменения в военной и ведомственной униформе, придававшие ей стиль, близкий к бытовавшему в 1910-е годы, но не повторявший его буквально.

Введение новой формы Приказом НКПС № 711Ц от 13.09.1943 года «О выполнении Указа Президиума Верховного совета СССР от 04.09.1943 года "О введении персональных званий и новых знаков различия для личного состава железнодорожного транспорта"» [Скачать] совпало с передачей промышленных железных дорог из составов своих наркоматов в состав НКПС СССР. Этому предшествовало объявление Указа Президиума Верховного совета СССР от 15.04.1943 года «О введении военного положения на всех железных дорогах».

Специальные звания, как правило, соответствовали должностному положению железнодорожника, однако присваивались они в порядке аттестации приказами начальников железных дорог, совместно с начальниками отраслевых управлений и начальниками объединений - по представлению начальника предприятия (для младшего начсостава); специальным приказом НКПС (для среднего и старшего комначсостава) по представлению начальников железных дорог, начальников управлений, отделов, объединений и строек НКПС; а также СНК СССР (для высшего комначсостава) по представлению НКПС СССР.

Звания не изменялись автоматически с изменением должности. Устанавливались предельные сроки пребывания в каждом персональном звании, по окончании которых проводилась переаттестация, не прошедшим которую очередное звание, как правило, не присваивалось. По истечении повторного срока пребывания звании, не прошедший аттестацию работник смещался на более низкую должность. За особые заслуги или выдающиеся успехи в работе к званию могли представить досрочно и вне очереди.

Срок выслуги в звании был пять лет (старший к-н/с), четыре года (средний к-н/с) и три года (младший к-н/с (бригадный - два года)). Сроки выслуги высшему комначсоставу НКПС не устанавливались.

Ко всем званиям, кроме генерал-директора путей сообщения и вице-генерал-директора путей сообщения, добавлялось определение принадлежности к соответствующей отраслевой службе: генерал-директор административной службы третьего ранга, директор-подполковник пути и строительства, техник-лейтенант тяги, техник второго ранга связи, бригадный движения. Рядовой состав именовался просто работниками железнодорожного транспорта.

Персональные звания являлись пожизненными, лишение звания производилось только по приговору суда. Для высшего начальствующего состава в этом случае требовалось ещё и специальное правительственное постановление.

В качестве знаков различия железнодорожникам были установлены погоны, сходные с военными, но таковым не идентичные. Погоны высшего, старшего и среднего начальствующих составов представляли собой вытянутый шестиугольник с параллельными длинными сторонами. Нижний конец погона срезался под прямым углом, а верхний заканчивался срезанным тупым углом со стороной среза, параллельной нижнему краю. Края погона, кроме нижнего, окантовывались светло-зеленым сукном. Длина погона, в зависимости от размера одежды, была от 13,5 до 15,5 см. Ширина погона с кантом у высшего начальствующего состава была 6 см, у старшего и среднего - 5,5 см. Ширина канта составляла 0,25 сантиметра, а высота скоса срезанного тупого угла верха - 1 сантиметр. Погоны имели каркас, хлястик и шлевка служили для пристегивания погон к одежде.

Погоны младшего начальствующего и рядового составов отдаленно напоминали эполеты, и состояли из двух соединенных между собой вытянутых шестиугольников. Верхний конец верхнего шестиугольника образовывал тупой угол с высотой скоса боковых сторон 1 см. Общая длина погона была от 13,5 до 15,5 см, а верхний шестиугольник был, соответственно, длиной от 8,5 до 10,5 см. Нижний шестиугольник был длиной 5 см. Ширина верхнего шестиугольника с кантами составляла 3 см, нижнего - 6 - 6,2 см. Параллельные боковые стороны были по 3 см, остальные - по 3 - 3,2 см. За некоторое сходство со щипковыми инструментами железнодорожники прозвали свои суконные эполеты "балалайками".


Погоны НКПС (МПС) образца 1943 года

1. Рядовой работник железнодорожного транспорта;
2. Бригадный тяги;
3. Старший бригадный тяги;
4. Техник тяги 3 ранга;
5. Техник тяги 2 ранга;
6. Техник тяги 1 ранга;
7. Техник-лейтенант тяги;
8. Инженер-лейтенант тяги;
9. Инженер-капитан тяги;
10. Инженер-майор тяги;
11. Директор-подполковник тяги;
12. Директор-полковник тяги;
13. Генерал-директор тяги 3 ранга;
14. Генерал-директор тяги 2 ранга;
15. Генерал-директор тяги 1 ранга;
16. Вице-генерал-директор путей сообщения 2 ранга;
17. Вице-генерал-директор путей сообщения 1 ранга;
18. Генерал-директор путей сообщения.


Погоны НКПС (МПС) службы тяги образца 1943 года

Для всех видов обмундирования, кроме летнего пальто, по приказу полагались жесткие пристежные погоны, а на пальто - мягкие пришивные, но с пуговицей в верхнем конце. Однако, как и в армии, на пальто носили жесткие пристежные. Для работников служб тяги, движения, связи, пути и строительства для ношения при исполнении служебных обязанностей приказ устанавливал мягкие пришивные погоны из темно-синего жаккардового шелкового галуна с тем же рисунком переплетения, что и на парадных. На практике же такие погоны встречались крайне редко. Серебряные погоны красовались даже на рабочей форме машинистов. Восемнадцатимиллиметровые пуговицы в верхнем конце погон были золоченые, у младшего состава - латунные.

Немного ниже пуговиц крепились впервые введенные эмблемы принадлежности к той или иной отраслевой службе железнодорожного транспорта. До этого, еще с последней четверти XIX века, службы традиционно различались по присвоенным им цветам кантов, что создавало известные неудобства при переходе из одной службы в другую.

Эмблемой службы движения было изображение железнодорожного разъезда со сторожкой слева и светофором посередине. Впоследствии это изображение выштамповывалось на слегка вытянутой шестиугольной пластинке. Эмблемой службы тяги служил профиль паровоза, а у работников электротяги - электровоза (последнее, впрочем, встречалось довольно редко). Службу пути и строительства символизировал арочный железнодорожный мост, а у службы связи эмблемой был поставленный на угол квадрат с вписанным в него кругом, с помещенной наверху звездочкой рубиновой эмали и двумя скрещенными рубиновыми молниями в середине. Эмблемой административной службы были серп и молот, наложенные на пятиконечную звезду и французский ключ, а вагонной службы (поездных бригад (проводников)) - изображение вагона.


Эмблема на погон служащего административной службы НКПС (МПС) образца 1943 года   Эмблема на погон служащего службы движения НКПС (МПС) образца 1943 года   Эмблема на погон служащего службы пути и строительства НКПС (МПС) образца 1943 года   Эмблема на погон служащего службы связи НКПС (МПС) образца 1943 года

Эмблема на погон служащего службы тяги НКПС (МПС) образца 1943 года   Эмблема на погон служащего службы тяги НКПС (МПС) образца 1943 года   Эмблема на погон служащего вагонной службы НКПС (МПС) образца 1943 года   Эмблема службы тяги на оригинальном погоне служащего НКПС (МПС) образца 1943 года

Погонные эмблемы принадлежности к службам НКПС (МПС) образца 1943 года

Форма одежды личного состава железнодорожного транспорта подразделялась на парадную и повседневную, в свою очередь подразделявшуюся на зимнюю и летнюю. Приказ предусматривал парадную форму для всех категорий железнодорожников, но реально ей обеспечивались только генералы, работники треста спальных вагонов прямого сообщения и, возможно, сотрудники Наркомата и иные аппаратчики, в той или иной степени исполнявшие парадные функции. Поэтому для различных торжественных мероприятий старший и средний начальствующие составы традиционно использовали светлую летнюю форму.

Парадные мундиры высшего, старшего и среднего командного и начальствующего составов шились из темно-синей мериносовой диагоналевой ткани, а у младшего начальствующего и рядового составов - из темно-синего сукна. Подкладка мундира генералов делалась из чёрного шелка, а у остальных категорий работников на подкладку шёл чёрный сатин.

Темно-синие ткани, использовавшиеся для пошива предметов зимнего обмундирования, имели очень темный, почти иссиня-черный (так называемый "провальный") оттенок. Однако у работников службы тяги встречалась форма и чисто черного цвета, служившая обычно в качестве рабочей. Светло-коричневые ткани, использовавшиеся для летнего обмундирования, имели бежевый цвет, нередко с белесоватым или сероватым оттенком, причем в окраске и тоне встречались варианты. Проводникам для работы по обслуживанию пассажиров полагались полотняные белые куртки, а летние гимнастерки могли иметь белый цвет.

У работников локомотивных бригад встречались двубортные кожаные куртки танкистского или классического "комиссарского" покроя, а у начальства - и кожаные пальто. Ряд работников служб движения и службы пути и строительства при исполнении служебных обязанностей носили, вместо обще железнодорожных, особые цветные фуражки, использовавшиеся и для обозначения должности, и как средство сигнализации. Начальники станций и дежурные по станциям сохранили традиционную красную тулью фуражек, а также галуны на околыше, указывающие на классность станции.

Во все времена железнодорожники, особенно младший состав, одевались, мягко говоря, как Бог на душу положит. Во время Великой Отечественной войны железнодорожники из-за нехватки ведомственной формы нередко носили армейское обмундирование, но со своими знаками различия. Начальствующему составу по форме полагалось ношение брюк навыпуск, но во время грязных работ допускалось их ношение заправленными в сапоги, считавшиеся спецобувью. Младший состав носил вместо шаровар бриджи армейского покроя без кантов, начсостав носил офицерские бриджи с кантами. Кители начальствующего состава иногда имели на груди накладные карманы, применялись на железной дороге и кители флотского образца. Ношение форменной одежды при исполнении служебных обязанностей было строго обязательным, но, как и в армии, отклонения от правил ношения ее железнодорожниками имели место по самым различным причинам.

Приказ определял нормы вещевого снабжения железнодорожников.

В комплект форменной одежды высшего, старшего и среднего командно-начальствующих составов входили:

• фуражка темно-синего цвета с чёрным околышем и зелеными кантами - для ношения при шинели, парадном мундире и при кителе темно-синего цвета;
• фуражка светло-коричневого цвета с чёрным околышем зелеными кантами - для ношения при летнем повседневном кителе светло-коричневого цвета;
• белый чехол, надеваемый на фуражку при белом кителе;
• папаха из чёрного каракуля (для генерал-директора путей сообщения и вице-генерал-директора 1 ранга - серого каракуля или мерлушки) с зелёным верхом с жёлтым сутажным перекрестьем для высшего начальствующего состава и шапка типа кубанки (финка) из чёрного каракуля для старшего и среднего начальствующих составов;
• шинель двубортная темно-синего цвета, на пяти пуговицах, без окантовок; у высшего комначсостава - на шести пуговицах, окантовка по борту, обшлагам, воротнику, хлястику, клапанам карманам; на воротнике всех шинелей - черные петлицы с окантовкой, в верху петлицы - большая пуговица, гербовая у высшего начсостава;
• пальто летнее высшего, старшего и среднего начальствующих составов - аналогично по покрою пальто генералов РККА, светло-серого цвета, на пяти пуговицах, без окантовок, на воротнике - черные петлицы с зелёным кантом;
• мундир двубортный парадный темно-синего цвета; закрытый генеральский мундир с шестью посеребренными большими гербовыми пуговицами на каждом борту имел жесткий стоячий воротник и был близок по покрою к адмиральскому мундиру или мундиру генералов войск НКВД образца 1943 года; мундиры старшего и среднего начсостава имели два ряда по пять посеребренных пуговиц с железнодорожными ключом и молотком; воротник, обшлага по верху и локтевому шву, клапаны на фалдах и левый борт окантовывались светло-зелёным сукном; концы воротника покрывались клапанами из светло-зелёного сукна; воротник и обшлага мундиров высшего начальствующего состава украшало шитье: по верху воротника и обшлага вышивалась двойная сутажная выкладка, ниже которой помещалось орнаментальное шитье, именовавшееся в приказе фигурным украшением (у генерал-директора путей сообщения и вице-генерал-директора путей сообщения первого ранга выкладка была золотой, а фигурное украшение - серебряным с золотыми элементами, у остальных генералов и выкладка и шитье были серебряными); воротники мундиров старшего и среднего начальствующих составов украшали серебряные столбики-катушки - по два на каждом клапане у старшего состава, по одному - у среднего; над кантами обшлагов от шва до шва нашивались серебряные галуны - три у старшего начальствующего состава, два - у среднего. Верхний галун образовывал квадратную петлю на наружной стороне рукава, наподобие знаков различия капитанов торгового флота;
• брюки навыпуск темно-синего цвета к мундиру парадному с светло-зелеными лампасами (высший н/с) и кантами (старший и средний н/с);
• китель повседневный зимний темно-синего цвета, однобортный на пяти пуговицах со стоячим воротником, общим покроем аналогичный повседневному кителю РККА образца 1943 года; по воротнику и верху обшлагов проходил светло-зелёный суконный кант;
• брюки навыпуск темно-синего цвета к кителю зимнему с светло-зелеными лампасами (высший н/с) и кантами (старший и средний н/с);
• китель повседневный летний светло-коричневого цвета - покрой аналогичный покрою темно-синего кителя, с кантами;
• брюки навыпуск светло-коричневого цвета к кителю повседневному летнему;
• китель летний из белой ткани - покрой аналогичный покрою темно-синего кителя, без кантов, со съемными пуговицами;
• ботинки хромовые;
• пояс парадный тканевый серебристый с тройной зелёной прострочкой, овальная пряжка белого металла, в центе - литой наложенный золотистый техзнак на фоне расходящихся лучей в обрамлении венка из лавровых и дубовых ветвей; к парадному поясу полагался кортик.


Оригинальный китель высшего начсостава НКПС (МПС) образца 1943 года   Оригинальный китель высшего начсостава НКПС (МПС) образца 1943 года

Оригинальный китель высшего начсостава образца 1943 года
 
Пояс парадный с кортиком высшего, старшего и среднего командно-начальствующих составов НКПС (МПС) образца 1943 года

Пояс парадный с кортиком образца 1943 года

В комплект форменной одежды младшего начальствующего и рядового составов входили:

• фуражка темно-синего цвета с чёрным околышем - для ношения при шинели, парадном мундире и при гимнастёрке темно-синего цвета;
• фуражка светло-коричневая с чёрным околышем - для ношения при летней гимнастёрке серого цвета;
• шапка типа кубанки (финка) из чёрной цигейки (чаще использовалась обычная шапка-ушанка, принятая в РККА);
• шинель двубортная темно-синего цвета, на воротнике - черные петлицы с окантовкой, в верху петлицы - большая пуговица;
• мундир парадный однобортный из темно-синего сукна; закрытый однобортный, с жестким стоячим воротником, с глубоко запахнутым левым бортом с застежкой на крючки и пятью декоративными посеребренными железнодорожными пуговицами по центру; концы воротника покрывались клапанами из светло-зелёного сукна; воротник, обшлага по верху и локтевому шву, клапаны на фалдах окантовывались светло-зелёным сукном; зелёный кант обшлага образовывал квадратную петлю (для кондукторов пассажирских и грузовых поездов - кант по левому борту, галунная окантовка по обшлагу с квадратной петлей, выше - ромб чёрного сукна с белым кантом и металлическим техзнаком; ромб носился при любой форме одежды);
• шаровары из темно-синего сукна к мундиру парадному;
• гимнастёрка из темно-синей шерстяной ткани;
• шаровары с напуском из темно-синей шерстяной ткани к гимнастёрке темно-синей;
• гимнастёрка хлопчатобумажная серого цвета;
• шаровары с напуском из хлопчатобумажной ткани серого цвета;
• ремень поясной из кожи чёрного цвета с бляхой белого металла с выштампованным техзнаком;
• сапоги кожаные.


Форма младшего начальствующего и рядового составов НКПС (МПС) образца 1943 года

Форма образца 1943 года
 
Пряжка ремня младшего начальствующего и рядового составов НКПС (МПС) образца 1943 года

Пряжка ремня образца 1943 года

На фуражках (с зелеными кантами, чёрными околышами; тулья - в цвет кителя) на околышах размещался технический знак, на тулье - красная звезда с серпом и молотом, у генералов - красная звезда наложена на двойную серебряную круглую бухту; генералам полагался филигранный ремешок на двух малых пуговицах, всем остальным сотрудникам всех категорий - лакированный. Точно такой же технический знак и железнодорожная эмблема крепились на шапках-ушанках, шапках-финках и папахах (для высшего комначсостава).


Технический знак на головной убор НКПС (МПС) образца 1943 года   Звезда на головной убор НКПС (МПС) образца 1943 года   Звезда на головной убор высшего начсостава НКПС (МПС) образца 1943 года   Оригинальная фуражка высшего начсостава НКПС (МПС) образца 1943 года

Знаки на головной убор и оригинальная фуражка высшего начсостава НКПС (МПС) образца 1943 года

Женскому личному составу железнодорожного транспорта была положена почти та же форма одежды, что и мужчинам. Разница была в том, что шинели, гимнастерки и кители застегивались на левую, "женскую" сторону, вместо брюк надевали юбку, а вместо фуражки в большинстве случаев - берет. В зимнее время женщины носили кубанку. Как и женщины в армии, железнодорожницы обувались в черные туфли на низком "английском" каблуке или в форменные сапоги.


Реконструкция формы кондуктора НКПС (МПС) образца 1943 года   Реконструкция летней формы НКПС (МПС) среднего начсостава образца 1943 года   Машинист паровоза «ИС» инженер-лейтенант тяги (средний начсостав) в повседневной форме образца 1943 года

Форма НКПС (МПС) образца 1943 года

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22.09.1943 года были утверждены нагрудные знаки: Отличный административный работник, Отличный вагонник, Отличный восстановитель, Отличный движенец, Отличный паровозник, Отличный путеец, Отличный связист и Отличный строитель.

Знаки были введены "в целях поощрения особо отличившихся лиц начальствующего и рядового состава железнодорожного транспорта".
Право награждения Знаком было предоставлено народному комиссару путей сообщения, начальникам главных и центральных управлений народного комиссариата путей сообщения (НКПС), начальникам дорог, начальникам управлений военно-восстановительных работ фронтов, а также начальникам служб. Вручение знака продолжилось и после переименования НКПС в Министерство путей сообщения (МПС) в 1946 году.
Согласно Положению о нагрудном знаке, это отличие являлось наградой для особо выдающихся работников служб железнодорожного транспорта. Им награждались представители начальствующего и рядового состава служб железнодорожного транспорта, систематически показывавшие высокие образцы:

• воинской дисциплины, отличного выполнения Правил технической эксплуатации;
• быстрого продвижения поездов и точного выполнения графика движения;
• выполнения и перевыполнения государственных заданий по погрузке, выгрузке и передаче поездов.

Нагрудный знак также вручался за ценные изобретательские и рационализаторские предложения, способствовавшие повышению производительности труда.
Самое первое вручение Знаков состоялось 29.10.1943 года в четвертьвековой юбилей ВЛКСМ – ведомственные награды, включая и описываемую, получили 825 особо отличившихся молодых железнодорожников. Уже через неделю, 07.11.1943 года, в рамках празднования 26-й годовщины Великой Октябрьской Социалистической Революции состоялось первое массовое награждение Знаком.


Нагрудные знаки НКПС (МПС) «Отличный ...» образца 1943 года

Нагрудные знаки НКПС (МПС) «Отличный ...» обр. 1943 года

Нагрудные знаки для отличившихся работников железнодорожного транспорта имеют эллиптическую форму, изображающую оксидированное паровозное колесо, стоящее на рельсе.

В верхней части расположен развевающийся флаг, покрытый рубиново-красной эмалью, с золочеными краями и надписью золотыми буквами: «Отличный». По краям знаков изображены золоченые елочки.

Внизу на оксидированном, покрытом красной эмалью отрезке рельса помещается одна из следующих надписей позолоченными буквами: «паровозник», «движенец», «путеец», «связист», «вагонник», «строитель», «восстановитель», «административный работник».

В нижней части колеса, на спицах, наложена позолоченная эмблема: французский ключ и молоток.

Выше ступицы изображены эмблемы, соответствующие отраслям хозяйства железнодорожного транспорта:

• для паровозного хозяйства - оксидированный паровоз;
• для хозяйств: движения, грузового - оксидированные светофор, путь и пассажирского стрелки;
• для хозяйства пути - оксидированный мост;
• для хозяйства связи - в оксидированном квадрате две переплетающиеся стрелы-молнии, покрытые рубиново-красной эмалью;
• для вагонного хозяйства - оксидированный вагон;
• для строителей - оксидированный мост;
• для восстановительных организаций - оксидированные мост и рельс с золоченым техническим знаком;
• для административных работников - позолоченные перекрещивающиеся серп, молот и французский ключ, с врезанной в середину рубиново-красной звездой.

Пространство внутри колеса покрыто белой эмалью.

С обратной стороны знака, в середине, нарезан штифт с гайкой для прикрепления знака к одежде.

Знак вручался вместе с удостоверением НКПС или МПС в твердой коленкоровой обложке с тисненным изображением награды и названием выдавшего ведомства. Фотографии оно не имело, от руки вносились фамилия и инициалы награжденного, его должность, дата и номер приказа. На удостоверениях, выданных от имени НКПС, присутствовали также графы для указания краткого обоснования награждения и номера Знака (хотя он был неномерным). В графе “№___” зачастую проставлялся номер приказа, в соответствии с которым осуществлялось награждение, иногда она оставалась незаполненной. В случае невозможности вручения удостоверения утвержденного образца, отличнику вручался Знак с упрощенным временным удостоверением из картона.


Удостоверение НКПС к знаку   Удостоверение МПС к знаку   Временное удостоверение к знаку

Удостоверения к знаку «Отличный ...»

Вручение знака продолжалось до осени 1957 года Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16.09.1957 года “О нагрудных знаках для поощрения работников железнодорожного транспорта” награждение нагрудными знаками МПС было прекращено. Вместо него отличникам отрасли стал вручаться единый нагрудный знак “Отличник социалистического соревнования железнодорожного транспорта”, учрежденный в апреле 1957 года.

О награждении Знаком объявлялось в приказе с занесением соответствующей записи в трудовую книжку. За очередные достижения производилось повторное награждение Знаком.

 
 
 
Локомотивное депо Воронеж-Курский     
Разрешается некоммерческое использование материалов и фотографий сайта только при наличии активной ссылки: http://vrn-6.ucoz.ru
Получение разрешения у администрации сайта на коммерческое использование материалов и фотографий – обязательно.
Copyright MyCorp © 2013 - 2018 гг.

Форма входа




E-mail:  
Пароль:
Запомнить:
Добро пожаловать Гость!

Гость
Группа: Гости
Ваш IP адрес: 54.92.153.90
Браузер:


Зарегистрируйтесь
или
войдите под своим логином

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Посетители сегодня
Полезные ссылки

  • ОАО "РЖД"
  • ЮВЖД
  • РЖД ТВ
  • Первое ЖД радио
  • Газета "Гудок"
  • ВДТШМЛ
  • Соцсеть РЖД
  • СДО
  • СДО (new)
  • Прогноз погоды

    Время и календарь


    «  Июнь 2018  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
        123
    45678910
    11121314151617
    18192021222324
    252627282930
    Архив записей

    Друзья сайта


    BASE-ROAD - территория железнодорожного транспорта



    Ваша кнопка на нашем сайте
    или
    Ссылка на Ваш сайт


    По вопросам размещения ссылок обращаться к Администратору сайта через ЛС или
    Форму обратной связи