Приветствуем Вас Гость | RSS На главную На главную На главную
Мобильная версия

НЕОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Локомотивного депо Воронеж-Курский Юго-Восточной железной дороги
 

Главная » История » Железнодорожная форма » История форменной одежды железнодорожников


 
История форменной одежды железнодорожников
 

Изучение истории форменного обмундирования показывает, что ее развитие непосредственным образом связано с жизнью общества, происходящими в нем различными социальными процессами и требованиями времени.

Эту закономерность подтверждает и эволюция форменного костюма железнодорожников России. В эпоху резкого деления общества на классы вносятся детали, закрепляющие иерархическую лестницу. Во время второй мировой войны, тыл становится трудовым фронтом и железнодорожники надевают погоны. К 1955 году страна восстанавливает разрушенное хозяйство, идет мирный путь развития экономики и форменный костюм ищет пути совершенствования. Демократические преобразования 60-х годов, появление новых материалов позволяют и форменному обмундированию при сохранении знаков различия приблизиться к бытовому костюму.

Жизнь не стоит на месте, внося коррективы во все сферы деятельности человека. Нет сомнения, что поиск новых моделей костюмов будет продолжен.

Началом систематической деятельности правительства в области путей сообщения в России было издание в 1649 году положения об охране судоходства.

При Петре I учреждена Коммерц-Коллегия, наблюдавшая за сухопутными дорогами. После ряда преобразований в 1755 году управление в этой области перешло к Канцелярии строения государственных дорог.

В 1798 году образован «Департамент водных коммуникаций», позднее переименованный в «Управление водяными и сухопутными сообщениями», затем в «Главное управление путей сообщения», а с 1833 года по 1842 год носящий название «Главного управления путей сообщения и публичных зданий». В 1842 году в управлении был создан «Департамент железных дорог».

15 июня 1865 года император Александр II издал Указ об учреждении Министерства путей сообщения России, что и считается официальной датой образования МПС России.

История форменного обмундирования железнодорожников неразрывно связана с началом подготовки специалистов-инженеров по строительству и эксплуатации путей сообщения, и в первую очередь с созданием Института Корпуса инженеров путей сообщения.

20 ноября 1809 года, по инициативе известных государственных деятелей России М.М. Сперанского и Н.П. Румянцева, был утвержден (под номером 23996) «Манифест об учреждении Управления водяными и сухопутными сообщениями» [Скачать], которое с 23 июля 1810 года (манифест под номером 24307 [Скачать]) стало именоваться «Главным управлением путей сообщения».

До 1816 года Главное управление путей сообщения находилось в Твери, а затем было переведено в Санкт-Петербург [Скачать].

21 сентября 1810 года, Высочайше утвержденным докладом (под номером 24356) Главного директора путей сообщения Принца Георгия Голштейн-Ольденбургского [Скачать], образовывается «Корпус инженеров путей сообщения», это название сохранилось вплоть до 1859 года.

Корпус предназначался для руководства строительством дорог, мостов, гидротехнических и других инженерных сооружений. Подготовкой кадров для Корпуса занимался созданный специально для этого Институт, торжественно открытый 1 ноября 1810 года.

Так как Корпус и Институт находились на военном положении, но в составе Ведомства путей сообщения, инженеры Корпуса, в их числе и ученые Института, имели военные чины и носили военные мундиры.


Штаб- и обер-офицеры и воспитанник Корпуса инженеров путей сообщения (1816 год) ГЭ   Генерал Корпуса инженеров путей сообщения (1818 год) ГЭ   Поручик Корпуса инженеров путей сообщения (1830-1840 годы)   Воспитанник и обер-офицер Института Корпуса инженеров путей сообщения (1850 год) РГИА

Форма воспитанников Института и офицеров Корпуса инженеров путей сообщения

Инженеры - генералы и офицеры Корпуса путей сообщения в 1809 году носили следующую форму:

Полный генерал
- Мундир - однобортный, из темно-зеленого сукна, застегивается на восемь пуговиц. Воротник высокий, стоячий, не сходится спереди. Юбка мундира спереди вырезана, фалды имеют обкладку из сукна цвета мундира. Горизонтальные карманы с клапанами цвета мундира.
- Воротник и обшлага рукавов - из черного бархата; на обшлагах - клапаны по цвету мундира. Красная выпушка идет по верхнему и нижнему краям воротника, по левому борту, по краям обкладки, карманных клапанов и обшлагов, по верхнему краю и правой стороне нарукавного клапана.
- Прибор, т.е. пуговицы, эполеты, шитье - серебряные. На воротнике крепятся петлицы, по две с каждой стороны. Шитье представляет собой ленту из листочков дуба, идет по краю воротника, по карманным клапанам, по обшлагам в два ряда и по нарукавным клапанам в три ряда. Эполеты генеральские на красном подбое с контрпогончиком; на поле эполет - три шестиконечные звездочки.
- Панталоны - белые, заправляются в сапоги или по цвету мундира, с красной выпушкой вдоль наружного шва, носятся поверх сапог.
- Шляпа - треугольная с серебряной петлей, пуговицей и офицерской кокардой с плюмажем из черных петушиных перьев, носится крыльями к плечам.

Генерал-лейтенант
- Эполет с двумя звездочками.

Генерал-майор (окружной начальник)
- Эполет с одной звездочкой.

Полковник (начальствующий директор)
- Мундир без шитья.
- Эполет штаб-офицерский с тремя звездочками.

Майор (инженер 1-го класса)
- Мундир без шитья.
- Эполет штаб-офицерский с одной звездочкой.

Капитан (инженер 2-го класса)
- Мундир без шитья.
- Эполет обер-офицерский с тремя звездочками.

Поручик (инженер 3-го класса)
- Мундир без шитья.
- Эполет обер-офицерский с двумя звездочками.
- Шарф серебряного шитья с кистями и шпага.
- Мундирный сюртук двубортный с восемью пуговицами по борту. Воротник и обшлага рукавов из черного сукна. Воротник стоячий, высокий. Красная выпушка идет по воротнику, по левому борту, по краю обшлагов, по клапанам карманов. Карманы вертикальные с пуговицей у верхнего края.
- Шинель серого сукна с пелериной. Воротник и обшлага черного сукна. Пуговицы обтянуты сукном по цвету шинели. Красная выпушка идет по воротнику и верхним краям обшлагов.
- Фуражка с высокой прямой тульей темно-зеленого сукна и черным околышем. Черный козырек фуражки удлинен. Красная выпушка идет по верхнему краю тульи и двум сторонам околыша. Кокарды на фуражке не полагалось.


Эполеты Корпуса инженеров путей сообщения (1809-1827 годов)

• Обер-офицеры:
   1. Прапорщик;
   2. Подпоручик;
   3. Поручик;
   4. Капитан.
• Штаб-офицеры:
   5. Майор;
   6. Подполковник;
   7. Полковник.
• Генералы:
   8. Инженер-Генерал-майор;
   9. Инженер-Генерал-лейтенант;
   10. Инженер-генерал.


Эполеты Корпуса инженеров путей сообщения (1809-1827 годов)

Институт корпуса инженеров путей сообщений являлся первым транспортным и строительным высшим техническим заведением. Он не имел факультетов и готовил инженеров путей сообщений широкого профиля — по проектированию, строительству и эксплуатации всех дорожных и гидротехнических сооружений.

Образованный Институт инженеров путей сообщений с первых дней своего основания был тесно связан с Академией наук и Петербургским университетом. Институт был закрытым полувоенным учебным заведением с восьмилетним сроком обучения. При выпуске студентам присваивалось звание инженера путей сообщений — поручика (по первому разряду) и подпоручика (по второму разряду).

В Институте полагались три формы одежды: парадная, праздничная и обыкновенная. Правила ношения формы регламентировались приказами с расписанием праздничных дней, к ним относились религиозные праздники, а также праздничные даты царской фамилии: дни рождения императрицы, великих князей и княгинь, восшествие на престол императора и т.д. При парадной форме носили мундир с полной выкладкой, с кушаком и шпагой. При обыкновенной форме одежды полагался двубортный сюртук по цвету мундира.

Более половины преподавательского состава Института были иностранцы, в основном французские специалисты, что накладывало на стиль учебного заведения свой отпечаток. Это складывалось, в частности, на форменном обмундировании и выражалось в введении однобортного мундира (русская армия носила тогда двубортные мундиры) и отличия чинов по серебряным эполетам с золотыми звездочками (в русской армии звездочки появились гораздо позднее). Первым воспитанникам института было разрешено носить офицерский мундир, но без эполет. В 1817 году, на форменной одежде офицеров и кадетов Института, вместо красной, была введена светло-зеленая выпушка для мундиров.

С 28 января 1823 года, по примеру кадетских корпусов, выпускникам военно-строительного училища путей сообщения стали выдаватся денежные средства на преобретение обмундирования из средств Главного управления путей сообщения, а с 11 января 1826 года это правило распространяется и на выпускников Института инженеров путей сообщения находящихся на казенном содержании.


«Полное собрание законов Российской империи» Собрание первое Том 38 (1823 год) стр. 744   «Полное собрание законов Российской империи» Собрание первое Том 38 (1823 год) стр. 745   «Полное собрание законов Российской империи» Собрание второе Том 1 (1826 год) стр. 56

Указы о денежных средствах на преобретение обмундирования выпускникам

Кадетам Института Корпуса инженеров путей сообщения в 1826 году полагалось следующее обмундирование:

- Кивер - суконный с кожаной лакированной отделкой, украшенный медным посеребренным двуглавым орлом на фоне полусолнца, с медными посеребренными чешуями и светло-зелеными этишкетами, кардончиками и помпоном.
- Мундир - темно-зеленый, с черным суконным воротником, светло-зелеными выпушками, серебряным галуном, и белыми оловянными пуговицами.
- Панталоны - темно-зеленого сукна, со светло-зеленой выпушкой носили со штиблетами из черного сукна; летние панталоны - фламандского полотна, с такими же штиблетами.
- Шинель - серая с черным суконным воротниками погонами и светло-зеленой выпушкой.
- Сапоги - короткие, смазные; кожаные подтяжки; замшевые рукавицы с варежками; тесаки с белым эфесом в черных лакированных ножнах, на лосиновых портупеях, с темляками. Полагались также ружья с медными приборами, шомполами и штыками, ремнями из красной юфти и огнивными чехлами; патронные сумки с гранатами; ранцы из телячьей кожи; фляги для воды и чемоданчики для шинелей.


Кадет Института Корпуса инженеров путей сообщения (1829 год)   Болеслав Аданович Скирмунт, Кадет Института Корпуса инженеров путей сообщения (1833 год) ЦМЖТ

Кадеты Института Корпуса инженеров путей сообщения

В 1830 году вместо гладких пуговиц вводятся пуговицы с изображением крестообразно положенных топора и якоря - эта так называемая «лягушка» стала своего рода техническим знаком Ведомства, символизируя единство водных и сухопутных путей сообщения, а генералам полагались пуговицы с государственным гербом (двуглавый орел). 3нак из топора и якоря сохранился вплоть до 1932 года, то есть до введения современного технического знака из ключа и молотка.


Пуговица Корпуса инженеров путей сообщения и нижних чинов   Пуговица 52-й военно-рабочей роты путей сообщения (обр. 1843 года)

Пуговицы Корпуса инженеров путей сообщения

15 июня 1865 года, именным указом императора Александра II (под номерм 42194), Главное управление путей сообщения и публичных зданий преобразовано в Министерство путей сообщения. Первым министром путей сообщения был утверждён П.П. Мельников. В структуру министерства входили: Совет министерства в составе 6 человек, учёный комитет, канцелярия министра, штаб Корпуса путей сообщения с его учреждениями, а также департаменты: сухопутных сообщений, водяных сообщений, железных дорог и ревизии отчётов. Директора департаментов, председатель учёного комитета и заведующий штабом Корпуса путей сообщения имели право присутствовать на заседаниях Совета министерства и участвовать в принятии решений. В учёный комитет входили учебный отдел, редакция «Журнала путей сообщения» и депо карт.


«Полное собрание законов Российской империи» Собрание второе Том 40 (1865 год) часть 1 стр. 644   «Полное собрание законов Российской империи» Собрание второе Том 40 (1865 год) часть 1 стр. 645

Образование Министерства путей сообщения

18 июня 1866 года издаётся указ (под номером 43408) о присвоении особого знака инженерам, окончившим курс в Институте. Он представлял собой овал с изображением дубовой и лавровой ветвей, расходящихся кверху, а снизу перевязанных лентой. В центре государственный герб, под которым накрест положены топор и якорь. Знак носился при всех чинах на военной и гражданской форме на правой стороне груди.


«Полное собрание законов Российской империи» Собрание второе Том 41 (1866 год) часть 1 стр. 701   «Полное собрание законов Российской империи» Собрание второе Том 41 (1866 год) часть 1 стр. 702   «Полное собрание законов Российской империи» Собрание второе Том 41 (1866 год) часть 2 лист 28

«Полное собрание законов Российской империи» Собрание второе Том 41 (1866 год) часть 2 стр. 374   «Полное собрание законов Российской империи» Собрание второе Том 41 (1866 год) часть 2 стр. 375   Нагрудный знак об окончании Института инженеров путей сообщения

Нагрудный знак об окончании Института инженеров путей сообщения

Инженеры путей сообщения продолжали носить военные чины до 1867 года, когда стали выпускаться из института в званиях гражданских инженеров и с чином коллежского или губернского секретаря.


Форменная одежда железнодорожников первых железных дорог в России

О форменных костюмах служащих первых железных дорог известно немного. Проектировщик и строитель Царскосельской железной дороги Франц Антон фон Гертснер выписал форму для кондукторов вагонов из-за границы.

Накануне открытия регулярного движения поездов Петербурго-Московской линии было утверждено «Положение о составе Управления С.-Петербурго - Московской ж.д.», где было указано, что весь обслуживающий персонал разделяется на четыре роты. Первую составляли машинисты, их помощники и кочегары. Вторую - обер-кондукторы и кондукторы. Им всем полагался мундир военного образца, головным убором служила каска. Кондукторам и обер-кондукторам полагался фашинный нож на черной портупее.

Начиная с 1855 года, происходят большие изменения в покрое форменного обмундирования всех служащих ведомства путей сообщения.

19 мая 1855 указом под номером 29334 вносятся изменения в форму обмундирования обер-кондукторов и кондукторов С.-Петербурго-Московской и С.-Петербурго-Варшавской железных дорог.


«Полное собрание законов Российской империи» Собрание второе Том 30 часть 1 стр. 363   «Полное собрание законов Российской империи» Собрание второе Том 30 часть 2 стр. 154   «Полное собрание законов Российской империи» Собрание второе Том 30 часть 2 лист 50

Изменения в форме обмундирования обер-кондукторов и кондукторов (1855 год)

Чтобы поднять престиж государственной службы среди нижних чинов, 16 ноября 1861 года указом под номером 37636 вводится право отличать выслугу лет серебряными галунами: так, за пять лет службы машинистам и их помощникам Николаевской железной дороги полагались галуны на обшлага рукавов, за десять лет к ним прибавлялись галуны на воротник, а машинистам и на фуражку.


«Полное собрание законов Российской империи» Собрание второе Том 36 часть 2 стр. 475   «Полное собрание законов Российской империи» Собрание второе Том 36 часть 3 лист 103   «Полное собрание законов Российской империи» Собрание второе Том 36 часть 3 лист 104

Изменения в форме обмундирования машинистов и их помощников (1861 год)


Обер-кондуктор (1855 год)

Обер-кондуктор (1855 год)
 
Машинист Николаевской железной дороги (1861 год)

Машинист (1861 год)
 
Начальник депо российских железных дорог (1878 год)

Начальник депо (1878 год)

Крестьянская реформа 1861 года обозначила новый период хозяйственного развития России - промышленного капитализма. Одной из главных причин препятствующих быстрому развитию промышленности, было отсутствие железных дорог. Так как казна России, обескровленной Крымской войной, опустела, правительство было вынуждено привлечь к строительству железных дорог частный капитал. 3а период 1861-1873 годов было основано 53 акционерных железнодорожных общества и каждое общество вводило свою форму для служащих.


Узкие плечевые ремни ведомства Министерства путей сообщения (1863-1869 годов)

1863-1869 год

Галунные петлицы на воротник сюртука ведомства Министерства путей сообщения (1869-1876 годов)

1869-1876 год

1. Коллежский регистратор;
2. Губернский секретарь;
3. Коллежский секретарь;
4. Титулярный советник;
5. Коллежский асессор;
6. Надворный советник;
7. Коллежский советник;
8. Статский советник;
9. Действительный статский советник;
10. Тайный советник;
11. Действительный тайный советник.

Галунные петлицы на воротник мундира ведомства Министерства путей сообщения (1869-1876 годов)

1869-1876 год

Погоны ведомства Министерства путей сообщения (1876-1885 годов)

1876-1885 год


Галунные петлицы на воротник и погоны ведомства Министерства путей сообщения

В 1871 году появилась эмблема Главного общества российских железных дорог: два распростертых крыла с колесом. Позднее эмблема несколько видоизменялась, но смысл остался прежний - скорость, точность, комфортабельность.

Первая единая форма одежды для всех железных дорог России (кроме Финляндии) вводится 31 января 1879 года приказом Министерства путей сообщения.


Форменная одежда железнодорожников в советское время

В первые годы советской власти железнодорожники донашивали старые форменные костюмы, но без эмблем. Первая советская железнодорожная форма была введена в 1926 году.

1932 год - особенностями форменного костюма являлись темно-синий цвет ткани и знаки различия красной эмали, размещенные на петлицах: у высшего командного состава – звездочки, у среднего – шестигранники, у младшего и рядовых - углы.

1943 год - введены персональные звания и новые знаки различия, располагавшиеся на погонах. У высшего, старшего и среднего командных составов погоны были военного образца из серебряного галуна на светло-зеленом подбое. Погоны младшего и рядового составов, изготовлялись из приборного сукна черного цвета, имели комбинированную форму: от воротника нашивался прямоугольный погон, оканчивающийся, у рукава, поперечным шестиугольником.
Принадлежность к той или иной отрасли железнодорожного хозяйства определялась по расположенной ниже пуговицы эмблеме из оксидированного металла. Так, строители носили эмблему в виде моста, вагонники - в виде вагона, локомотивщики - паровоза, движенцы получили в качестве эмблемы - светофор, связисты - скрещенные молнии, знак административной службы представлял собой изображение серпа и молота, наложенных на французский ключ и молот.

1955 год – форма была заменена формой гражданского образца. 3наки различия перенесли на петлицы.

1963 год – на форме появляется эмблема железных дорог СССР - колесо и крылья. Технический знак (молоток и ключ) сохранился.

1973 год – издан приказ МПС № 2114 "Об изменении знаков различия для личного состава железнодорожного транспорта". Согласно приказу полагались нарукавные знаки в виде пятиугольника с золотистыми галунами. 3наками различия для младшего и рядового состава служили пятиугольники шириной 65 мм и высотой от основания до вершины 85-108 мм. Поле пятиугольников - из ткани черного цвета. Нашивались они на левом рукаве пальто, пиджака, жакета и куртки, вершиной вниз, в окантовке зеленого цвета, помещен желтый технический знак в венке, над венком - эмблема железнодорожного транспорта. В нижнем разрыве венка надпись "МПС" или "Метро".

1979 год – приказ МПС № 32Ц "Об изменении знаков различия на форменной одежде работников железнодорожного транспорта". Форменная одежда образца 1979 года в основном повторяла предыдущую. Сохранялся установленный черный цвет зимней и светло-серый цвет для летней одежды. Этим приказом утверждался табель должностей работников транспорта на получение форменной одежды, непосредственно связанных с движением поездов, обслуживанием пассажиров и перевозкой грузов устанавливался также порядок выдачи и предоставления скидки со стоимости форменной одежды. В качестве знаков различия для начальствующего состава устанавливались нашивки из галуна золотистого цвета и петлицы. Младшему и рядовому составу полагался пятиугольник шириной 65 мм и высотой от основания до вершины 90-100 мм. Старшему, среднему, младшему и рядовому составам на воротнике пиджака полагались петлицы размером 60x30 мм.

1985 год - комплект одежды включал двубортное пальто и костюм, состоящий из пиджака (двубортного у высшего и старшего начальствующего составов, и однобортного у остальных) с открытыми лацканами, двумя боковыми прорезами и одним нагрудным карманом, и брюк цвета пиджака. Цвет зимней формы - темно-синий, летней — светло-серый. Головным убором служила фуражка с тульей из ткани костюма и черным околышем. Женщинам полагался шерстяной берет по цвету костюма. 3имой фуражку заменяла шапка-ушанка, выполнявшаяся из серого каракуля - для высшего состава, из черного каракуля - для старшего и среднего составов, из цигейки или искусственного меха черного цвета - для остальных категорий работников. Верх шапки был из черного сукна. 3наки различия заимствованы из приказа 1979 года. Весь прибор: пуговицы, кокарда, эмблема, галуны, шитье - желтого цвета.

1995 год - в соответствии с приказом министра путей сообщения № 14Ц от 22 декабря 1994 года "О форменной одежде" в целях повышения дисциплины и ответственности работников железнодорожного транспорта была введена новая форменная одежда и знаки различия. 3наками различия служили наплечные знаки (полупогоны) с поперечным размещением звезд. Эмблема железнодорожного транспорта представляла собой эллипсообразное колесо с крыльями. Эмблема для лиц высшего и старшего начальствующего состава вышивалась золотистыми нитями. Для среднего, младшего начальствующего и рядового составов - изготовлялась из металла золотистого цвета. Кокарда для головных уборов представляла собой эллипс шириной 22 мм и высотой 30 мм с полем темно-зеленого цвета в золотистом обрамлении с крыльями и двумя лавровыми листьями у основания эллипса. На поле располагался технический знак золотистого цвета. Кокарда для женского головного убора (пилотки) представляла собой эллипс шириной 27 мм и высотой 34 мм в золотом обрамлении, технический знак нового образца для форменной одежды - окружность с полем темно-зеленого цвета, на котором перекрещиваются разводной ключ и молоток. Справа и слева окружности располагалась усеченная рессора.

Старший кондуктор (1943 год)

Старший кондуктор (1943 год)


Начальник дороги (1963 год) высший начальствующий состав

Начальник дороги (1963 год)

 
 
 
Локомотивное депо Воронеж-Курский     
Разрешается некоммерческое использование материалов и фотографий сайта только при наличии активной ссылки: //vrn-6.ucoz.ru
Получение разрешения у администрации сайта на коммерческое использование материалов и фотографий – обязательно.
Copyright MyCorp © 2013 - 2024 гг.

Форма входа




E-mail:  
Пароль:
Запомнить:
Добро пожаловать Гость!

Гость
Группа: Гости
Ваш IP адрес: 44.197.113.64
Браузер:


Зарегистрируйтесь
или
войдите под своим логином

Статистика


Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Посетители сегодня
Полезные ссылки

  • ОАО "РЖД"
  • ЮВЖД
  • РЖД ТВ
  • Первое ЖД радио
  • Газета "Гудок"
  • ВДТШМЛ
  • Соцсеть РЖД
  • СДО
  • СДО (new)
  • КАСКОР (СДО)
  • Прогноз погоды

    Время и календарь


    «  Март 2024  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
        123
    45678910
    11121314151617
    18192021222324
    25262728293031
    Архив записей

    Друзья сайта


    BASE-ROAD - территория железнодорожного транспорта



    Ваша кнопка на нашем сайте
    или
    Ссылка на Ваш сайт


    По вопросам размещения ссылок обращаться к Администратору сайта через ЛС или
    Форму обратной связи