Изучение истории форменного обмундирования показывает, что ее развитие непосредственным образом связано с жизнью общества, происходящими в нем различными социальными процессами и требованиями времени.
Эту закономерность подтверждает и эволюция форменного костюма железнодорожников России. В эпоху резкого деления общества на классы вносятся детали, закрепляющие иерархическую лестницу. Во время второй мировой войны, тыл становится трудовым фронтом и железнодорожники надевают погоны. К 1955 году страна восстанавливает разрушенное хозяйство, идет мирный путь развития экономики и форменный костюм ищет пути совершенствования. Демократические преобразования 60-х годов, появление новых материалов позволяют и форменному обмундированию при сохранении знаков различия приблизиться к бытовому костюму.
Жизнь не стоит на месте, внося коррективы во все сферы деятельности человека. Нет сомнения, что поиск новых моделей костюмов будет продолжен.
Началом систематической деятельности правительства в области путей сообщения в России было издание в 1649 году положения об охране судоходства.
При Петре I учреждена Коммерц-Коллегия, наблюдавшая за сухопутными дорогами. После ряда преобразований в 1755 году управление в этой области перешло к Канцелярии строения государственных дорог.
В 1798 году образован «Департамент водных коммуникаций», позднее переименованный в «Управление водяными и сухопутными сообщениями», затем в «Главное управление путей сообщения», а с 1833 года по 1842 год носящий название «Главного управления путей сообщения и публичных зданий». В 1842 году в управлении был создан «Департамент железных дорог».
15 июня 1865 года император Александр II издал Указ об учреждении Министерства путей сообщения России, что и считается официальной датой образования МПС России.
История форменного обмундирования железнодорожников неразрывно связана с началом подготовки специалистов-инженеров по строительству и эксплуатации путей сообщения, и в первую очередь с созданием Института Корпуса инженеров путей сообщения.
20 ноября 1809 года, по инициативе известных государственных деятелей России М.М. Сперанского и Н.П. Румянцева, был утвержден (под номером 23996) «Манифест об учреждении Управления водяными и сухопутными сообщениями» [Скачать], которое с 23 июля 1810 года (манифест под номером 24307 [Скачать]) стало именоваться «Главным управлением путей сообщения».
До 1816 года Главное управление путей сообщения находилось в Твери, а затем было переведено в Санкт-Петербург [Скачать].
21 сентября 1810 года, Высочайше утвержденным докладом (под номером 24356) Главного директора путей сообщения Принца Георгия Голштейн-Ольденбургского [Скачать], образовывается «Корпус инженеров путей сообщения», это название сохранилось вплоть до 1859 года.
Корпус предназначался для руководства строительством дорог, мостов, гидротехнических и других инженерных сооружений. Подготовкой кадров для Корпуса занимался созданный специально для этого Институт, торжественно открытый 1 ноября 1810 года.
Так как Корпус и Институт находились на военном положении, но в составе Ведомства путей сообщения, инженеры Корпуса, в их числе и ученые Института, имели военные чины и носили военные мундиры.
Форма воспитанников Института и офицеров Корпуса инженеров путей сообщения
Инженеры - генералы и офицеры Корпуса путей сообщения в 1809 году носили следующую форму:
• Полный генерал
- Мундир - однобортный, из темно-зеленого сукна, застегивается на восемь пуговиц. Воротник высокий, стоячий, не сходится спереди. Юбка мундира спереди вырезана, фалды имеют обкладку из сукна цвета мундира. Горизонтальные карманы с клапанами цвета мундира.
- Воротник и обшлага рукавов - из черного бархата; на обшлагах - клапаны по цвету мундира. Красная выпушка идет по верхнему и нижнему краям воротника, по левому борту, по краям обкладки, карманных клапанов и обшлагов, по верхнему краю и правой стороне нарукавного клапана.
- Прибор, т.е. пуговицы, эполеты, шитье - серебряные. На воротнике крепятся петлицы, по две с каждой стороны. Шитье представляет собой ленту из листочков дуба, идет по краю воротника, по карманным клапанам, по обшлагам в два ряда и по нарукавным клапанам в три ряда. Эполеты генеральские на красном подбое с контрпогончиком; на поле эполет - три шестиконечные звездочки.
- Панталоны - белые, заправляются в сапоги или по цвету мундира, с красной выпушкой вдоль наружного шва, носятся поверх сапог.
- Шляпа - треугольная с серебряной петлей, пуговицей и офицерской кокардой с плюмажем из черных петушиных перьев, носится крыльями к плечам.
• Генерал-лейтенант
- Эполет с двумя звездочками.
• Генерал-майор (окружной начальник)
- Эполет с одной звездочкой.
• Полковник (начальствующий директор)
- Мундир без шитья.
- Эполет штаб-офицерский с тремя звездочками.
• Майор (инженер 1-го класса)
- Мундир без шитья.
- Эполет штаб-офицерский с одной звездочкой.
• Капитан (инженер 2-го класса)
- Мундир без шитья.
- Эполет обер-офицерский с тремя звездочками.
• Поручик (инженер 3-го класса)
- Мундир без шитья.
- Эполет обер-офицерский с двумя звездочками.
- Шарф серебряного шитья с кистями и шпага.
- Мундирный сюртук двубортный с восемью пуговицами по борту. Воротник и обшлага рукавов из черного сукна. Воротник стоячий, высокий. Красная выпушка идет по воротнику, по левому борту, по краю обшлагов, по клапанам карманов. Карманы вертикальные с пуговицей у верхнего края.
- Шинель серого сукна с пелериной. Воротник и обшлага черного сукна. Пуговицы обтянуты сукном по цвету шинели. Красная выпушка идет по воротнику и верхним краям обшлагов.
- Фуражка с высокой прямой тульей темно-зеленого сукна и черным околышем. Черный козырек фуражки удлинен. Красная выпушка идет по верхнему краю тульи и двум сторонам околыша. Кокарды на фуражке не полагалось.
Эполеты Корпуса инженеров путей сообщения (1809-1827 годов)
Институт корпуса инженеров путей сообщений являлся первым транспортным и строительным высшим техническим заведением. Он не имел факультетов и готовил инженеров путей сообщений широкого профиля — по проектированию, строительству и эксплуатации всех дорожных и гидротехнических сооружений.
Образованный Институт инженеров путей сообщений с первых дней своего основания был тесно связан с Академией наук и Петербургским университетом. Институт был закрытым полувоенным учебным заведением с восьмилетним сроком обучения. При выпуске студентам присваивалось звание инженера путей сообщений — поручика (по первому разряду) и подпоручика (по второму разряду).
В Институте полагались три формы одежды: парадная, праздничная и обыкновенная. Правила ношения формы регламентировались приказами с расписанием праздничных дней, к ним относились религиозные праздники, а также праздничные даты царской фамилии: дни рождения императрицы, великих князей и княгинь, восшествие на престол императора и т.д. При парадной форме носили мундир с полной выкладкой, с кушаком и шпагой. При обыкновенной форме одежды полагался двубортный сюртук по цвету мундира.
Более половины преподавательского состава Института были иностранцы, в основном французские специалисты, что накладывало на стиль учебного заведения свой отпечаток. Это складывалось, в частности, на форменном обмундировании и выражалось в введении однобортного мундира (русская армия носила тогда двубортные мундиры) и отличия чинов по серебряным эполетам с золотыми звездочками (в русской армии звездочки появились гораздо позднее). Первым воспитанникам института было разрешено носить офицерский мундир, но без эполет. В 1817 году, на форменной одежде офицеров и кадетов Института, вместо красной, была введена светло-зеленая выпушка для мундиров.
С 28 января 1823 года, по примеру кадетских корпусов, выпускникам военно-строительного училища путей сообщения стали выдаватся денежные средства на преобретение обмундирования из средств Главного управления путей сообщения, а с 11 января 1826 года это правило распространяется и на выпускников Института инженеров путей сообщения находящихся на казенном содержании.
Указы о денежных средствах на преобретение обмундирования выпускникам
Кадетам Института Корпуса инженеров путей сообщения в 1826 году полагалось следующее обмундирование:
- Кивер - суконный с кожаной лакированной отделкой, украшенный медным посеребренным двуглавым орлом на фоне полусолнца, с медными посеребренными чешуями и светло-зелеными этишкетами, кардончиками и помпоном.
- Мундир - темно-зеленый, с черным суконным воротником, светло-зелеными выпушками, серебряным галуном, и белыми оловянными пуговицами.
- Панталоны - темно-зеленого сукна, со светло-зеленой выпушкой носили со штиблетами из черного сукна; летние панталоны - фламандского полотна, с такими же штиблетами.
- Шинель - серая с черным суконным воротниками погонами и светло-зеленой выпушкой.
- Сапоги - короткие, смазные; кожаные подтяжки; замшевые рукавицы с варежками; тесаки с белым эфесом в черных лакированных ножнах, на лосиновых портупеях, с темляками. Полагались также ружья с медными приборами, шомполами и штыками, ремнями из красной юфти и огнивными чехлами; патронные сумки с гранатами; ранцы из телячьей кожи; фляги для воды и чемоданчики для шинелей.
Кадеты Института Корпуса инженеров путей сообщения
В 1830 году вместо гладких пуговиц вводятся пуговицы с изображением крестообразно положенных топора и якоря - эта так называемая «лягушка» стала своего рода техническим знаком Ведомства, символизируя единство водных и сухопутных путей сообщения, а генералам полагались пуговицы с государственным гербом (двуглавый орел). 3нак из топора и якоря сохранился вплоть до 1932 года, то есть до введения современного технического знака из ключа и молотка.
Пуговицы Корпуса инженеров путей сообщения
15 июня 1865 года, именным указом императора Александра II (под номерм 42194), Главное управление путей сообщения и публичных зданий преобразовано в Министерство путей сообщения. Первым министром путей сообщения был утверждён П.П. Мельников. В структуру министерства входили: Совет министерства в составе 6 человек, учёный комитет, канцелярия министра, штаб Корпуса путей сообщения с его учреждениями, а также департаменты: сухопутных сообщений, водяных сообщений, железных дорог и ревизии отчётов. Директора департаментов, председатель учёного комитета и заведующий штабом Корпуса путей сообщения имели право присутствовать на заседаниях Совета министерства и участвовать в принятии решений. В учёный комитет входили учебный отдел, редакция «Журнала путей сообщения» и депо карт.
Образование Министерства путей сообщения
18 июня 1866 года издаётся указ (под номером 43408) о присвоении особого знака инженерам, окончившим курс в Институте. Он представлял собой овал с изображением дубовой и лавровой ветвей, расходящихся кверху, а снизу перевязанных лентой. В центре государственный герб, под которым накрест положены топор и якорь. Знак носился при всех чинах на военной и гражданской форме на правой стороне груди.
Нагрудный знак об окончании Института инженеров путей сообщения
Инженеры путей сообщения продолжали носить военные чины до 1867 года, когда стали выпускаться из института в званиях гражданских инженеров и с чином коллежского или губернского секретаря.
Форменная одежда железнодорожников первых железных дорог в России
О форменных костюмах служащих первых железных дорог известно немного. Проектировщик и строитель Царскосельской железной дороги Франц Антон фон Гертснер выписал форму для кондукторов вагонов из-за границы.
Накануне открытия регулярного движения поездов Петербурго-Московской линии было утверждено «Положение о составе Управления С.-Петербурго - Московской ж.д.», где было указано, что весь обслуживающий персонал разделяется на четыре роты. Первую составляли машинисты, их помощники и кочегары. Вторую - обер-кондукторы и кондукторы. Им всем полагался мундир военного образца, головным убором служила каска. Кондукторам и обер-кондукторам полагался фашинный нож на черной портупее.
Начиная с 1855 года, происходят большие изменения в покрое форменного обмундирования всех служащих ведомства путей сообщения.
19 мая 1855 указом под номером 29334 вносятся изменения в форму обмундирования обер-кондукторов и кондукторов С.-Петербурго-Московской и С.-Петербурго-Варшавской железных дорог.
Изменения в форме обмундирования обер-кондукторов и кондукторов (1855 год)
Чтобы поднять престиж государственной службы среди нижних чинов, 16 ноября 1861 года указом под номером 37636 вводится право отличать выслугу лет серебряными галунами: так, за пять лет службы машинистам и их помощникам Николаевской железной дороги полагались галуны на обшлага рукавов, за десять лет к ним прибавлялись галуны на воротник, а машинистам и на фуражку.
Изменения в форме обмундирования машинистов и их помощников (1861 год)
Обер-кондуктор (1855 год)
Машинист (1861 год)
Начальник депо (1878 год)
Крестьянская реформа 1861 года обозначила новый период хозяйственного развития России - промышленного капитализма. Одной из главных причин препятствующих быстрому развитию промышленности, было отсутствие железных дорог. Так как казна России, обескровленной Крымской войной, опустела, правительство было вынуждено привлечь к строительству железных дорог частный капитал. 3а период 1861-1873 годов было основано 53 акционерных железнодорожных общества и каждое общество вводило свою форму для служащих.
Галунные петлицы на воротник и погоны ведомства Министерства путей сообщения
В 1871 году появилась эмблема Главного общества российских железных дорог: два распростертых крыла с колесом. Позднее эмблема несколько видоизменялась, но смысл остался прежний - скорость, точность, комфортабельность.
Первая единая форма одежды для всех железных дорог России (кроме Финляндии) вводится 31 января 1879 года приказом Министерства путей сообщения.
Форменная одежда железнодорожников в советское время
В первые годы советской власти железнодорожники донашивали старые форменные костюмы, но без эмблем. Первая советская железнодорожная форма была введена в 1926 году.
1932 год - особенностями форменного костюма являлись темно-синий цвет ткани и знаки различия красной эмали, размещенные на петлицах: у высшего командного состава – звездочки, у среднего – шестигранники, у младшего и рядовых - углы.
1943 год - введены персональные звания и новые знаки различия, располагавшиеся на погонах. У высшего, старшего и среднего командных составов погоны были военного образца из серебряного галуна на светло-зеленом подбое. Погоны младшего и рядового составов, изготовлялись из приборного сукна черного цвета, имели комбинированную форму: от воротника нашивался прямоугольный погон, оканчивающийся, у рукава, поперечным шестиугольником.
Принадлежность к той или иной отрасли железнодорожного хозяйства определялась по расположенной ниже пуговицы эмблеме из оксидированного металла. Так, строители носили эмблему в виде моста, вагонники - в виде вагона, локомотивщики - паровоза, движенцы получили в качестве эмблемы - светофор, связисты - скрещенные молнии, знак административной службы представлял собой изображение серпа и молота, наложенных на французский ключ и молот.
1955 год – форма была заменена формой гражданского образца. 3наки различия перенесли на петлицы.
1963 год – на форме появляется эмблема железных дорог СССР - колесо и крылья. Технический знак (молоток и ключ) сохранился.
1973 год – издан приказ МПС № 2114 "Об изменении знаков различия для личного состава железнодорожного транспорта". Согласно приказу полагались нарукавные знаки в виде пятиугольника с золотистыми галунами. 3наками различия для младшего и рядового состава служили пятиугольники шириной 65 мм и высотой от основания до вершины 85-108 мм. Поле пятиугольников - из ткани черного цвета. Нашивались они на левом рукаве пальто, пиджака, жакета и куртки, вершиной вниз, в окантовке зеленого цвета, помещен желтый технический знак в венке, над венком - эмблема железнодорожного транспорта. В нижнем разрыве венка надпись "МПС" или "Метро".
1979 год – приказ МПС № 32Ц "Об изменении знаков различия на форменной одежде работников железнодорожного транспорта". Форменная одежда образца 1979 года в основном повторяла предыдущую. Сохранялся установленный черный цвет зимней и светло-серый цвет для летней одежды. Этим приказом утверждался табель должностей работников транспорта на получение форменной одежды, непосредственно связанных с движением поездов, обслуживанием пассажиров и перевозкой грузов устанавливался также порядок выдачи и предоставления скидки со стоимости форменной одежды. В качестве знаков различия для начальствующего состава устанавливались нашивки из галуна золотистого цвета и петлицы. Младшему и рядовому составу полагался пятиугольник шириной 65 мм и высотой от основания до вершины 90-100 мм. Старшему, среднему, младшему и рядовому составам на воротнике пиджака полагались петлицы размером 60x30 мм.
1985 год - комплект одежды включал двубортное пальто и костюм, состоящий из пиджака (двубортного у высшего и старшего начальствующего составов, и однобортного у остальных) с открытыми лацканами, двумя боковыми прорезами и одним нагрудным карманом, и брюк цвета пиджака. Цвет зимней формы - темно-синий, летней — светло-серый. Головным убором служила фуражка с тульей из ткани костюма и черным околышем. Женщинам полагался шерстяной берет по цвету костюма. 3имой фуражку заменяла шапка-ушанка, выполнявшаяся из серого каракуля - для высшего состава, из черного каракуля - для старшего и среднего составов, из цигейки или искусственного меха черного цвета - для остальных категорий работников. Верх шапки был из черного сукна. 3наки различия заимствованы из приказа 1979 года. Весь прибор: пуговицы, кокарда, эмблема, галуны, шитье - желтого цвета.
1995 год - в соответствии с приказом министра путей сообщения № 14Ц от 22 декабря 1994 года "О форменной одежде" в целях повышения дисциплины и ответственности работников железнодорожного транспорта была введена новая форменная одежда и знаки различия. 3наками различия служили наплечные знаки (полупогоны) с поперечным размещением звезд. Эмблема железнодорожного транспорта представляла собой эллипсообразное колесо с крыльями. Эмблема для лиц высшего и старшего начальствующего состава вышивалась золотистыми нитями. Для среднего, младшего начальствующего и рядового составов - изготовлялась из металла золотистого цвета. Кокарда для головных уборов представляла собой эллипс шириной 22 мм и высотой 30 мм с полем темно-зеленого цвета в золотистом обрамлении с крыльями и двумя лавровыми листьями у основания эллипса. На поле располагался технический знак золотистого цвета. Кокарда для женского головного убора (пилотки) представляла собой эллипс шириной 27 мм и высотой 34 мм в золотом обрамлении, технический знак нового образца для форменной одежды - окружность с полем темно-зеленого цвета, на котором перекрещиваются разводной ключ и молоток. Справа и слева окружности располагалась усеченная рессора.