Впервые предложение о введении специальной формы для железнодорожников было внесено на рассмотрение императора России Александра II Министром путей сообщения Генерал-Адьютантом К.Н. Посьетом в 1878 году.
21 декабря 1878 года увидело свет Высочайше утвержденное (под номером 59145) описание форменной одежды служащих на Российских (кроме Финляндских) железных дорогах с рисунками.
«ПСЗРИ» Том 53 (1878 год) часть 2
«Полное собрание законов Российской империи» Том 53 (1878 год) часть 3
31 января 1879 года приказом Министерства путей сообщения в России вводится специальная форма для служащих железных дорог.
В приказе указывалось, что ношение формы должно быть обязательным "во время отправления служебных обязанностей".
Форма предусматривала следующие предметы:
• Двубортный мундир длиною до колен;
• Фуражку;
• Шаровары из сукна по цвету мундира;
• Пальто двубортное черного цвета;
• Ремень с пряжкой;
• Сапоги.
Для различия железнодорожных служб, которых было четыре, были введены различные цвета кантов на головном уборе, обшлагах, воротниках, наплечных знаков, а именно:
• для службы пути и зданий - зеленый цвет;
• для службы тяги и подвижного состава - синий цвет;
• для службы движения - малиновый цвет;
• для службы телеграфной - желтый цвет.
Кроме того, для различных профессий, вводились бляхи на фуражку (например, ДОРОЖНЫЙ МАСТЕР), нагрудные знаки, нарукавные знаки из металла.
Нагрудные должностные знаки машиниста и его помощника
Для различия специалистов разных классов на фуражке имелись полоски-галуны:
• для 1-го класса - 3 галуна;
• для 2-го класса - 2 галуна;
• для 3-го класса - 1 галун.
Кокарда на головном уборе, пряжка ремня, нагрудные и нарукавные знаки работников имели начальные буквы той дороги, на которой они работали. Например, для Сибирской ж.д. это были буквы СЖД, для Северо-Западной - СЗЖД, для Китайско-Восточной - КВЖД и т.д.
Кокарды машинистов образца 1879 года с примерами ношения
Мундиры отличались по цвету для различных служб. Для службы пути и зданий они шились из темно-зеленого сукна, а для службы движения - из черного. Пуговицы на мундирах пришивались в два ряда по 6 штук и были либо гладкие, либо с начальными буквами названия дороги, как на знаках и пряжках.
Начальники станций имели еще одно отличие: фуражку красно-оранжевого цвета.
Наплечные знаки поперечные, посреди плеча, из чередующихся серебряного и светло-зеленого гарусных жгутов, нашитых на светло-зеленом суконном погончике (цвет определялся видом службы).
Служащие Министерства путей сообщения в дореволюционной России подразделялись на 4 разряда:
• Инженеры путей сообщения;
• Чиновники центральных учреждений;
• Чиновники местных учреждений;
• Железнодорожные служащие.
К разряду служащих относился обслуживающий персонал станций и депо.
Приказ от 31 января 1879 года не затронул инженеров и чиновников ведомства Министерства путей сообщения и они продолжали носить предписанные им ранее мундиры военного покроя.
16 февраля 1885 года Высочайшим повелением (под номером 2751) отменяется ношение плечевых знаков (погон и жгутов) гражданскими чинами нескольких министерств, носящими форменную одежду военного покроя, в том числе и Министерства путей сообщения. Взамен плечевых знаков предписывалось носить на воротниках мундиров, сюртуков, шинелей, пальто или плащей особые по различию чинов знаки, которые были Высочайше утверждены ещё 28 июня 1869 года.
Высочайшее повеление 2751 (1885 год)
4 декабря 1885 года Высочайшим повелением императора Александра III (под номером 3362) «О форме обмундирования чинов гражданских ведомств, коим полагается мундир военного покроя» подробно описывается обмундирование инженеров и чиновников Министерства путей сообщения которое им отныне предстояло носить [Скачать].
Галунные петлицы и знаки на головной убор (1885 год)
Галунные петлицы инженеров Министерства путей сообщения (1885-1903 гг.) с примером ношения
12 июня 1885 года утверждаются (под номером 5055) «Положение о Совете по железнодорожным делам» и «Общий Устав российских железных дорог» [Скачать].
Пуговица инженеров МПС
24 августа 1904 года указом под номером 25072 утверждаются последние изменения в форменном обмундировании гражданских чинов Министерства путей сообщения в дореволюционной России. Согласно им чиновники и инженеры имели 7 установочных форм обмундирования: парадную, праздничную, обыкновенную, особую, будничную, летнюю и дорожную.
Форменная одежда чинов ведомства Министерства путей сообщения (1904 год)
Форменная одежда чинов ведомства Министерства путей сообщения (1904 год)
Машинист паровоза «Компаунд» с пароперегревателем Шмидта, депо в Перми (1909 год)