Форма одежды промышленного железнодорожного транспорта 1936 - 1943 годов
Вслед за работниками железных дорог НКПС в 1936 году новую специальную форму получили и работники промышленного железнодорожного транспорта. Приказом по НКТП СССР от 7 июня 1936 года № 967 на промышленный железнодорожный транспорт на все отрасли тяжелой промышленности, был распространен «Устав о дисциплине рабочих и служащих железнодорожного транспорта СССР». В статье 15 главы 3 данного Устава работникам оперативных отраслей железнодорожного транспорта (эксплуатации, тяги, пути и связи) при исполнении служебных обязанностей предписывалось быть одетым строго по установленной форме.
На основании этой статьи Наркомтяжпром разработал проект форменной одежды, который направил на рассмотрение в комиссию Президиума ЦИК СССР по утверждению формы одежды в гражданских наркоматах и организациях, где ее и утверждают 4 ноября 1936 года.
8 декабря 1936 года приказом № 1966 Наркомтяжпром утверждает следующую форму одежды:
Для рядового и младшего начальствующего состава:
• Пальто-реглан двубортное, закрытое, с поясом. Пояс черный кожаный, с белой блестящей металлической пряжкой;
• Гимнастерка на зимнее время из синего сукна армейского покроя и на летнее время гимнастерка того же покроя и цвета, но из хлопчатобумажной ткани (летом допускалась гимнастерка белого цвета);
• Брюки-галифе из темно-синего сукна для зимнего времени и из темно-синей хлопчатобумажной ткани для лета.
Для среднего и высшего начальствующего состава:
• Пальто-реглан того же образца и цвета, что и для рядового состава, но из материала улучшенного качества;
• Для зимнего времени в качестве нетабельного обмундирования - кожаное пальто с меховым воротником;
• Для зимнего времени - открытый френч из синего сукна на четырех пуговицах белого металла, с черным кожаным поясом с белой металлической пряжкой, летний френч шился из легкой шерстяной ткани. К френчу полагалась белая рубашка с темным галстуком;
• Брюки навыпуск с манжетами внизу из темно-синего сукна или легкой шерстяной ткани;
• Как нетабельное обмундирование начальствующему составу разрешалось носить в летнее время белые брюки навыпуск и белый китель с отложным воротником.
• Головным убором на зимнее время служила шапка-финка темно-синего сукна, отделанная коричневым мехом, и фуражка армейского покроя, темно-синего цвета с черным кожаным лакированным козырьком и подбородным ремнем. Для начальствующего состава фуражка шилась из сукна, для рядового - из хлопчатобумажной ткани. Летом - фуражка белого цвета. Знаком для головного убора являлась эмблема ведомства представляющая собой изображение позолоченного железнодорожного состава, двигающегося мимо расположенных на голубом фоне доменных печей и кауперов малинового цвета.
Знак на головной убор образца 1936 - 1943 годов
Для различия начальствующего состава по должностям были введены пятиугольные (со скругленной верхней частью) нарукавные клапаны со знаками различия и эмблемой ведомства. Нарукавные знаки носились на обоих рукавах ниже локтя. В верхней части клапана размещалась эмблема ведомства, а в нижней части - поле цвета по роду служб (синее - для паровозной и вагонной служб, желтое для связи, зеленое - для пути и малиновое - для эксплуатационной), на котором прикреплялись знаки различия по должностям, представляющие собой металлические, покрытые красной эмалью углы, шестиугольники и звездочки, аналогичные принятым для ношения на петлицах в НКПС.
Нарукавные знаки различия образца 1936 - 1943 годов. Цвет поля по роду служб (копии)
Знаки различия по должностям (копии)
Начальником транспортного управления НКТП 5 декабря 1936 года было утверждено Положение о форме одежды для работников железнодорожного промышленного транспорта Наркомтяжпрома, в котором подробно расписывались должности и соответствующие им знаки различия [Скачать].
Нарукавные знаки различия
1. Стрелочник, старший кондуктор, бригадир проводников и им равные;
2. Старший стрелочник, помощник машиниста, телеграфист и им равные;
3. Дежурный по станции, старший осмотрщик вагонов, товарный кассир станций 2 и 3 классов и им равные;
4. Старший телеграфист, машинист паровоза, дорожный мастер 3 разряда и им равные;
5. Машинист-наставник, начальник поезда, товарный кассир станции 1 класса и им равные;
6. Дежурный по депо, производитель работ, дорожный мастер 1 разряда и им равные;
7. Техник, диспетчер, инспектор-инструктор и им равные;
8. Инженер, старший техник, ревизор и им равные;
9. Старший инженер транспортного управления НКТП, старший инспектор транспортного управления НКТП, старший ревизор и им равные;
10. Зам. начальника отдела транспортного управления НКТП, начальник секретариата транспортного управления НКТП, начальник эксплуатационного отделения и им равные;
11. Начальник отдела транспортного управления НКТП, начальник ж.д. цеха, начальник железной дороги и им равные;
12. Начальник транспортного управления НКТП, зам. начальника транспортного управления НКТП, главный инженер транспортного управления НКТП и им равные.
Данная форма просуществовала до 1943 года, когда на работников промышленного железнодорожного транспорта была распространена форменная одежда и знаки различия общего железнодорожного транспорта. Этот принцип существует и по сегодняшний день.