Приветствуем Вас Гость | RSS На главную На главную На главную
Мобильная версия

НЕОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Локомотивного депо Воронеж-Курский Юго-Восточной железной дороги
 

Главная » История » Железнодорожная форма » Железнодорожная форма России образца 1973 года


 
Железнодорожная форма России образца 1973 года
 

Ряд серьёзных изменений в форменной одежде железнодорожников произошёл в начале 1970-х годов. Фактически, именно в это время сложился внешний образ работника советского железнодорожного транспорта, просуществовавший вплоть до крушения советской системы.

Приказом МПС СССР № 21Ц от 11.07.1972 года «Об изменении знаков различия для личного состава железнодорожного транспорта» [Скачать] (другие данные - приказ МПС № 2114 «Об изменении знаков различия для личного состава железнодорожного транспорта») вместо двубортного костюма вводился однобортный открытый костюм (зимний - чёрного, летний - серого цвета). Пиджак шился по образцу, принятому в Вооружённых силах СССР - с двумя прорезными боковыми карманами с клапанами, с петлицами на воротнике, но - на трёх пуговицах. На рукавах внизу обшлагов пришивались две малые пуговицы. Цвет сорочек под пиджак устанавливался серый или белый , галстук - темно-серого или чёрного цвета (последний мог носиться и с летним костюмом). Двубортные черные костюмы разрешалось донашивать до истечения срока носки, но с новыми знаками различия.

Устанавливалась рубашка (сорочка) нового образца - как в ВС СССР.

Вводились новые нарукавные знаки, представлявшие собой (кроме младшего начсостава и рядового состава) пятиугольники основного сукна на жесткой основе, нашивавшиеся на оба рукава пиджака или пальто острием вверх. В горизонтальной части пятиугольника размещались золоченые галуны - фигурного генеральского шитья (для высшего начсостава), двойной простой галун (для старшего начсостава) или одинарный галун (для среднего начсостава). В верхней части пятиугольника размещались звезды (шитые или металлические) золотистого цвета - от одной до четырёх (в зависимости от категории).

Нарукавный знак младшего начальствующего и рядового состава носился на локтевом сгибе на левом рукаве и представлял собой суконный пятиугольник чёрного цвета с закруглённой основой и зелёной окантовкой. Внутри окантовки располагался технический знак в лавровом венке, выше него - железнодорожная эмблема, ниже - буквы «МПС» или «Метро» жёлтого цвета (на ранних образцах вышитые, на поздних - изготовленные из полимеров). У младшего начальствующего состава внизу шеврона (у вершины пятиугольника) располагались одна или две зеленые полоски.


Нарукавные знаки МПС образца 1973 года

Нарукавные знаки МПС образца 1973 года

На воротнике всех сотрудников МПС размещались петлицы в форме параллелограмма цветом в тон костюму, с золотистым кантом. У высшего начсостава петлицы были чуть больше по размеру, по центру петлиц вышивалась золотистая лавровая ветвь. У всех остальных вверху петлицы крепился технический знак, у старшего и среднего начсостава по центру петлицы располагались металлические лычки - две и одна соответственно. Последним элементом формы, впрочем, часто пренебрегали: на фотографиях можно встретить как кителя без петлиц, так и петлицы без лычек (у тех, кому положены).


Петлица МПС образца 1973 года для светлого пиджака   Петлица МПС образца 1973 года для черного пиджака   Петлица среднего начсостава МПС образца 1973 года для черного пиджака   Петлица старшего начсостава МПС образца 1973 года для черного пиджака   Шитье на петлице высшего начсостава МПС образца 1973 года для светлого пиджака   Шитье на петлице высшего начсостава МПС образца 1973 года для черного пиджака

Петлицы МПС образца 1973 года

Справа на пиджаке и летней сорочке всеми сотрудниками носилась золотистая железнодорожная эмблема (на пиджаках высшего начсостава, вышитая) образца 1963 года и частично видоизмененная по сравнению с 1963 годом - с более острыми крыльями.

В жаркое время года и в районах с жарким климатом сотрудникам и служащим МПС разрешалось носить рубашку (сорочку) без кителя с пристегнутыми погонами и железнодорожной эмблемой. На погонах цвета в тон рубашке крепились большие золотистые звездочки по должностям (количество звездочек на нарукавных знаках соответствовало количеству звездочек на погонах), в нижней части погона - металлические или ПВХ угольники, указывающие на категорию (двойной золоченый угол - старший, одинарный - средний, зелёные (по категории) - младший начсостав). Погоны высшего начсостава окантовывались золотистым витым галуном. Погоны старшего начсостава по приказу окантовывались зелёным кантом, однако на практике они часто носились без окантовки.

Основным головным убором была фуражка армейского образца с чёрной или светло-серой тульей, зелеными кантами и чёрным (бархатным) околышем, с чёрным лакированным козырьком и лакированным ремешком на двух малых пуговицах (у старшего, среднего и высшего начсостава - ремешок золоченный филигранный (трунцаловый)). На тулье крепилась эмблема МПС - крылатое колесо обр. 1973 года с заостренными крыльями малого размера - причём, судя по фотографиям и кинохронике, довольно вольно. На околыше - кокарда МПС (технический знак на зелёном фоне в рифленом обрамлении с массивной золоченой эмблемой из лавровых листьев). У высшего начсостава эмблема МПС и эмблема к кокарде вышивались золоченым галуном, у высшего руководства МПС СССР кокарда обрамлялась вышитыми дубовыми листьями.

Начальникам станций и дежурным по станциям при несении службы была оставлена фуражка установленного образца, с околышем и кантами, а также знаками и эмблемами, но с красной тульей.

На зимнее время полагалась шапка-ушанка - с кокардой и эмблемой - из серого (высший начсостав) или чёрного (старший и средний начсостав) каракуля или чёрной цигейки (все остальные категории) с чёрным суконным верхом.

Для женщин была установлена юбка вместо брюк (в тон пиджаку), пиджаки зимний (чёрный) и летний (серый) со знаками различия, однобортные, на трёх пуговицах, сорочка (блуза) с наплечными знаками (погонами), жилет (в тон пиджаку) и берет (также в тон пиджаку) вместо фуражки - с кокардой МПС с эмблемой или железнодорожной эмблемой.


Оригинальный женский пиджак высшего начальствующего состава образца 1973 года   Оригинальный женский пиджак высшего начальствующего состава образца 1973 года   Оригинальный женский пиджак высшего начальствующего состава образца 1973 года

Оригинальный женский пиджак высшего начальствующего состава образца 1973 года

Все нововведения были автоматически распространены и на работников метрополитенов в городах СССР. Несколько изменился вид головного убора сотрудников-женщин (дежурных по станциям и у эскалаторов) - он принял форму кепи (как у сотрудников-женщин в милиции), с трунцаловым ремешком и кокардой с эмблемой, в некоторых случаях - и с эмблемой МПС СССР . Цвет головного убора остался красным. Продолжалось ношение головных уборов и старого образца, но с новыми кокардами и эмблемами.

Источник: wikiwand.com
 
 
 
Локомотивное депо Воронеж-Курский     
Разрешается некоммерческое использование материалов и фотографий сайта только при наличии активной ссылки: //vrn-6.ucoz.ru
Получение разрешения у администрации сайта на коммерческое использование материалов и фотографий – обязательно.
Copyright MyCorp © 2013 - 2024 гг.

Форма входа




E-mail:  
Пароль:
Запомнить:
Добро пожаловать Гость!

Гость
Группа: Гости
Ваш IP адрес: 3.93.173.205
Браузер:


Зарегистрируйтесь
или
войдите под своим логином

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Посетители сегодня
Полезные ссылки

  • ОАО "РЖД"
  • ЮВЖД
  • РЖД ТВ
  • Первое ЖД радио
  • Газета "Гудок"
  • ВДТШМЛ
  • Соцсеть РЖД
  • СДО
  • СДО (new)
  • КАСКОР (СДО)
  • Прогноз погоды

    Время и календарь


    «  Март 2024  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
        123
    45678910
    11121314151617
    18192021222324
    25262728293031
    Архив записей

    Друзья сайта


    BASE-ROAD - территория железнодорожного транспорта



    Ваша кнопка на нашем сайте
    или
    Ссылка на Ваш сайт


    По вопросам размещения ссылок обращаться к Администратору сайта через ЛС или
    Форму обратной связи